Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Ответы на вопросы Портала "Credo.Press"



Член Московской Хельсинкской группы, клирик Костромской епархии РПЦ Георгий Эдельштейн отвечает на вопросы Портала «Credo.Press»

Портал «Credo.Press»: Отец Георгий, Вы избрали свой священнический путь в то время, когда это было вызовом для общества и властей. Как Вы пришли к этому решению? Для Вас это в первую очередь было богоискательством, или реакцией на давление властей, на притеснение верующих, которых хотелось поддержать?

Священник Георгий Эдельштейн: К сожалению, не смогу однозначно ответить. У меня есть несколько гипотез, почему пришел к священству. Я могу их кратко перечислить, а Вы избирайте то, что Вам кажется более правдоподобным.

Маленькое замечание – я не верю, что человек сам может прийти в Церковь, может прийти к Богу. Я часто слушал лекции, чаще протестантов, реже католиков: «Как я пришел к Богу»; «Как я обрел веру». С моей точки зрения, не я к Господу пришел, а Господь взял меня за шиворот и привел в Свою Церковь.

Гипотезы, которые я могу предложить.

В детстве мама, особенно когда я болел, мне что-то пела. Мне было три-четыре года, я не очень понимал. Потом, когда встал взрослым человеком, я понял: она пела по-польски католические гимны, молитвы Богородице. Может быть, они повлияли на дальнейшее представление о мире, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому первая гипотеза - вера пришла ко мне через маму.

Другое предположение – это русская классическая литература. Я довольно рано полюбил Лермонтова, Тютчева, потом Иннокентия Анненского. Естественно, Достоевского. Возможно, влияние этих поэтов, писателей.

Еще одно - это русская живопись. Я часто бывал в Третьяковке и в Петербурге, в Русском музее.

Далее, примерно с 8-9 классов, я терпеть не могу Николая Гавриловича Чернышевского, Добролюбова, всю эту братию. Старался как-то оттолкнуться от этих мыслителей. Довольно рано мне стало как-то стыдно, гнусно жить в Советском Союзе, служить этой Совдепии. Пытался найти какой-нибудь уголок, где можно спрятаться от Жданова, Суслова, от советской агитации и пропаганды. Я предполагал (сейчас, правда, я понимаю, что ошибался), что Церковь – это единственное место, куда их руки не достают.

Вот эти основные гипотезы. Но, повторяю, по-моему, они все ошибочные. Когда-то меня Господь увидел, нашел и привел в Свою Церковь.

- Преследования за веру, за служение в Церкви Вас не пугали?

- Знаете, один из моих афоризмов: «И никто из нас не герой». Я это отношу, в первую очередь, к себе. Я никогда в жизни не чувствовал, не осознавал, что я герой. И никогда героем не был.

Ведь я был крещен в августе 1955 года. Я тогда был студентом Санкт-Петербургского института иностранных языков, факультет английского языка. «Он сдох, я его не боюсь», - эти слова приписывают академику Ландау в связи с событием, которое произошло в 1953 году 5 марта. Ну, я мог сказать то же самое: «Он сдох, и я его не боюсь». Вряд ли я был бы таким храбрым в 1937, 1938, 1950 годах. Не знаю.

- Гонения на Церковь только усиливались на фоне так называемой хрущевской «оттепели»…

- Я не люблю и никогда не употребляю слова «оттепель». За 100 лет советской власти Церковь оттепели не знала. И Хрущев, как истинный большевик, злобно ненавидел Церковь. Вначале, когда он пришел к власти, маленькое послабление для Церкви было. Но потом возгорелся злобой. И хрущевские гонения ничуть не лучше любых предыдущих гонений.

Я никогда не выделял и не выделяю каких-то большевицких лидеров. По-моему, что Ленин, что Троцкий, что Сталин, что Хрущев – это одно и то же. Черная собака, рыжая собака, белая собака – все равно собака. Мой враг не Ленин, не Троцкий и не Сталин. Мой враг – большевизм. А кто в это время возглавляет страну и кто числится в лидерах большевиков – мне абсолютно безразлично.

Ельцин – такой же коммунист, как Сталин или Хрущев. Вот в прошлом году отмечали 90 лет Михаилу Сергеевичу Горбачеву. На Западе он числится великим реформатором. А я таких иллюзий не имею.

- Почему Вы, имея такого врага, не были подвергнуты репрессиям при Совдепии?

- Обратитесь в КГБ. Там на меня толстое-претолстое досье.

Когда-то в начале 1957 года (я тогда жил в Ялте) меня на казенный кошт привезли в Петербург. (Я другое название города никогда не употребляю.) На Литейный проспект [здание УГКБ — Прим. Ред.]. Там собрали участников так называемой антисоветской организации. Руководителем был, по-моему, Пименов. А меня потащили туда, потому что арестовали моего приятеля Бориса Борисовича Вайля. На каком-то допросе Вайль сказал: вот, Юрка Эдельштейн сказал мне как-то, что его вовлекали в антисоветскую организацию, может быть, даже не в одну, но он ни в какую организацию не вступил. Из-за этого меня три дня держали на Литейном и все время спрашивали: «Что за организация, что за организация?...» И я три дня долдонил, что ничего я Борьке не говорил. Потом была очная ставка. Свидетель спрашивает Борьку: «Говорил?» – «Говорил». Меня - «Нет, не говорил». В конце концов, было написано в протоколе: «Может, говорил, но не помню».

Провожая меня, следователь повел через главный вход, хотя обычно я входил через какие-то боковые. И когда мы были в вестибюле, он говорит: «В первые годы советской власти мы не имели возможности возить свидетелей из Крыма, а вот сейчас мы не только Вас привезли, но и оплачиваем дорогу туда и обратно. В первые годы советской власти следователю было дано право судить людей судом революционной совести. Если бы мне было предоставлено такое право, я бы Бориса Вайля сегодня выпустил, а Вас бы сегодня расстрелял». Я ему ответил, что такого комплимента я никогда в жизни не удостаивался. «Я рад, что живу не в первые годы советской власти» и так далее.

Я никогда не был антисоветчиком, я никогда не вступал ни в какую организацию. Почему? Я всегда спрашивал этих ребят, которые создавали организации: «Что вы собираетесь делать, строить?» Они мне говорили, что будут строить «коммунизм с человеческим лицом». Естественно, я всегда им отвечал, что коммунизма или фашизма, национал-социализма с человеческим лицом не было, нет и быть не может. Советский, китайский, камбоджийский, какой угодно коммунизм - это всегда зверская харя, и никогда у него не может быть человеческого лица. Это разные ветви на одном сатанинском дереве. Отец у них всех дьявол. А где какая веточка - мне абсолютно безразлично.

Почему меня не загребли? Я никогда свои взгляды не скрывал. Но советское законодательство судило не за убеждения, а за действия. А у меня действия никогда не было, нет и не будет. Агитацией и пропагандой я не занимался. Взгляды свои никогда не скрывал и не скрываю.

- Какова наиболее серьезная проблема Русской Церкви?

- Соборность.

- Отсутствие соборности?

- Ну, конечно. Мы в Символе веры исповедуем веру в Троицу и во Едину Соборную и Апостольскую Церковь. Но она не едина, и она - не соборная. Сегодня церковная организация устроена по большевицкому принципу. Как он называется? Демократический централизм, да? Партия ВКП(б) была построена по этому принципу. Наверху генсек, при нем политбюро, ЦК. У нас патриарх (якобы патриарх!), митрополитбюро и безгласная армия священников, диаконов. У нас ни один епископ не свободен. Как только он откроет рот и скажет что-то против, он окажется где-то в Магадане или на Чукотке или за штатом.

- Проблема «сергианства» актуальна в РПЦ МП? Как бы Вы сейчас определили этот термин? С одной стороны, сейчас никто не требует признания декларации митрополита Сергия, но в то же время ее дух чувствуется до сих пор...

- Как не требует!? Нет, давайте идти от фактов, а не от гипотез. В декларации митрополита Сергия говорится: «Мы с нашим народом и с нашим правительством». Так? Патриарх Кирилл сегодня повторяет то же самое: «Мы с нашим народом и с нашим правительством». А Церковь не может быть ни с народом, ни с правительством. Для меня нет разницы как между генсеками, так и между патриархами: Сергий, Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков), Алексей II (Ридигер), нынешний - Кирилл (Гундяев). Ну какая мне разница?

Я в одной из своих статей писал, когда должны были избирать (якобы избирать!) Алексея (Ридигера), что все они различаются только размерами головного убора и степенью владения французским языком. Алексий Симанский был по происхождению, там где он учился, блестящий царедворец, и он всю жизнь показывал, как свободно он говорит по-французски. Пимен французским не владел. Нынешний Кирилл немножко иностранными языками владеет, но плохо. Когда мне кто-то говорит (по-моему, это несколько раз говорил протодиакон Андрей Кураев), что вот такой-то был бы хорошим патриархом, то я не знаю, что сказать... Кто из наших патриархов пытался восстановить соборность? Восстановить правила Собора 1917-1918 годов? Никто. Если мы вернемся к деяниям того Собора, если мы внимательно их изучим, обсудим, пойдем по тому пути, то это будет Церковь. Это будет Русская Православная Церковь! А то, что есть сегодня, – это учреждение, созданное Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Он создал для себя карманную церковь. Таковой она и существует сегодня.

- В то же время, простите, Вы не ушли из этой Церкви, как сделали многие священники-диссиденты в определенный момент?

Вы такие интересные люди! Куда Вы можете уйти из Церкви? Ну вот куда?

- Из юрисдикции Московской патриархии в другую юрисдикцию.

- Церковь едина - уйти никуда нельзя, при всем желании. Для меня учитель, путеводитель митрополит Кирилл Казанский (Смирнов). Он категорически был против декларации. Он отвергал митрополита Сергия, но он оставался в этой же организации, он писал Сергию, что в случае смертной нужды он будет исповедаться любому «сергианскому» священнику и примет дар, примет причастие от этого «сергианского» священника [в своих более поздних письмах митрополит Кирилл изменил эту позицию на более жесткую — Прим. Ред.]. По-моему, митрополит Иосиф (Петровых) заблуждался, когда говорил, что «cергианская» Церковь безблагодатна.

Любой епископ может быть независимым. Но мне кажется, что если кто-то говорит, что он (предположим, Глеб Якунин) создаст cвою какую-то группу, новую церковную организацию - это ошибочно. Церковь одна! Господь говорит: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Так или нет?

Если Церковь одна, то католики – это церковь?

- Это вопрос, разделяющий христиан...

- Никакого вопроса! Обратитесь к Евангелию. Для нас одна есть конституция, один закон - это Евангелие. Или Церковь одна, или их 20, 30, 50. Символ Веры гласит, что мы верим в Единую Церковь.

- Но есть пример Русской Зарубежной Церкви. Когда существовали, не признавая друг друга, две церковные структуры, одна из которых явила Церкви и миру такого святого, как святитель Иоанн Шанхайский. В то же время, после соединения с Московской патриархией (которое произошло в 2007 году), не почувствовалось какого-то серьезного влияния на Московскую патриархию той части РПЦЗ, которая с ней объединилась.

- Епископы и священники РПЦЗ были приняты в сущем сане. Значит, это была Церковь [с точки зрения Московской патриархии]. Просто мы должны понимать, что, начиная с Карловацкого Собора, они административно и только административно, но не духовно, они отделились, но были с нами одной Единой Церковью. Первый первоиерарх «зарубежников» Антоний (Храповицкий), второй первоиерарх Анастасий (Грибановский),... Также и Филарет (Вознесенский) или Виталий (Устинов) были епископами Русской Православной Церкви. А Филарет, и, особенно, Виталий настаивали (это было их личное мнение), что Московская патриархия - безблагодатна. Когда митрополит Виталий (Устинов) обращался ко мне, то говорил: «Отец Георгий», а я говорил: «Да нет, Владыка, для вас, по Вашему убеждению, я не отец Георгий, а я просто какой-то бородатый мужик. Потому что, если Московская патриархия неблагодатна, то я не священник, меня рукополагал епископ РПЦ МП». Митрополит Виталий заблуждался: он считал, что одних священников можно признавать, а других нельзя, хоть их и один епископ рукоположил, и так далее.

Я не признавал, никогда не признаю, и об этом писал неоднократно, всякие индепендентства, расколы, разделения. Раскол – всегда зло. Соединение, воссоединение – всегда добро. Мы ежедневно молимся «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех». Добро было, когда объединились с зарубежниками? Добро. Но они, воссоединившись с Московской патриархией, закрыли рот. Они сегодня боятся противоречить патриарху Кириллу. Когда они в последний раз что-то писали о сергианстве? Можете вспомнить? Нет, не можете.

- Могу вспомнить в связи с книгой протоиерея Георгия Митрофанова. Но там, скорее, разбирались не сергианство, а трудные вопросы отечественной истории.

- Протоиерей Георгий Митрофанов – священник Московской патриархии и профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Если он широко откроет рот, то его выгонят из академии. Поэтому он вынужден подавать свои убеждения маленькими порциями. Время от времени искажая правду.

Я могу вам сейчас достать с полки сборник статей отца Георгия Митрофанова. Там у него статья, где он пишет о русском мыслителе, по-моему, гениальном мыслителе – Иване Александровиче Ильине. Отец Георгий очень любит Ивана Александровича Ильина и цитирует его. Ильин пишет: «В Совдепии врет все. Врут газеты, врут журналы, врет радио, врут награды, потому что награждается подлость. Врут деньги». И вот одну только маленькую деталь отец Георгий выпустил, когда цитирует Ивана Александровича. Он выпустил слова «врет Алексеевская церковь». Спросите его, почему он выпустил то, что для него должно быть самым главным? Врет Церковь, протоиереем которой он, Георгий Митрофанов, является. Он вам скажет: «Процитирую – меня выгонят». Так оно и есть. Понимаете?

Вот почему зарубежники сегодня молчат, боятся – я не знаю. Я не думаю, что первоиерарха Зарубежной Церкви можно откуда-то куда-то выгнать. Церковь едина – да, едина. Но мы после 1927 года по максимуму молчим. Мне много раз приходилось цитировать Отца Церкви, учителя Церкви святителя Григория Богослова, который полторы тысячи, чуть больше, лет назад писал: «Молчанием предается Бог». Мы молчим. Молчание – золото. И мы своим молчанием предаем Церковь, предаем Бога.

Портал «Credo.Press»: Вы имели некоторое отношение к появлению «Открытого письма» священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана 1965 года. На Ваш взгляд, это письмо было услышано? Стоило ли его вообще писать?

- Я знаю историю этого письма с первого дня, когда оно было задумано. И всю эту историю могу Вам рассказать. Отец Николай Эшлиман не очень хорошо писал. А Глеб Якунин вообще никогда ничего не писал. Ну, отец Николай попросил меня писать, потом редактировал, что-то принимал, что-то выбрасывал. Я Вaм в этом письме могу показать свои куски, минимум это треть письма. Потом писали Феликс Карелин, Лев Регельсон. Но подписали два священника. Поэтому это письмо Эшлимана и Якунина.

Предполагалось, что письмо должны подписать 8 или 10 священников. Первым ушел отец Александр Мень. Ведь поначалу был вариант самого Александра Меня, он был короткий, мягкий… Он потом предлагал не подписывать, послать письмо анонимно. Когда он отказывался от подписи, то говорил, что авторы, которые подпишут письмо, будут несомненно запрещены в священнослужении, а, может быть, лишены сана, а, может быть, и в тюрьму пойдут. «И какая польза? – говорил отец Александр, – наша главная задача сегодня - миссия, проповедь Евангелия». Кстати, ГБшная кличка отца Александра – «Миссионер». Это, действительно, его главная заслуга. Он блестящий миссионер. И он, к тому же, к миссии, к проповеди призывал и отца Николая Эшлимана, и отца Глеба. Он говорил: «Ну, хорошо, это камень в пруд, пойдут волны, потом волны все тише-тише, ниже-ниже, и, наконец, снова будет та же гладь. Никакой пользы, реальной пользы письмо не принесет». Отец Александр Мень советовался по этому вопросу с митрополитом Никодимом (Ротовым), наставником, духовным отцом ныне здравствующего патриарха. Отец Александр ездил в Отдел внешних церковных ношений. Отец Николай Эшлиман никогда бы, наверное, с Никодимом (Ротовым) ни о чем советоваться не стал. Для христианина вопрос «что выгоднее, что полезнее» – это невозможный вопрос. Я на него ответить не смогу. Я думаю, что никто из апостолов не руководствовался этим критерием - «А что полезнее?»

Когда отец Николай Эшлиман со мной советовался, подписывать или не подписывать, то я говорил с полной уверенностью, что нужно подписывать подлинным именем, фамилией, указав, где служишь.

- Могла ли Церковь иметь свободный голос хотя бы в краткие моменты своей истории XX века?

По первому образованию я языковед-лингвист и всегда очень внимательно отношусь к словам, к терминам. Если мне говорят «Церковь свободна», то конечно, я соглашаюсь - свободна, она всегда была свободна. Но мы, священнослужители, несвободны. Мы - лакеи нашего коммунистического режима, кто в большей, кто в меньшей степени. Митрополит Сергий (Страгородский) был несвободен, и от него пошла вся сергианская иерархия. А Церковь, несомненно, свободна.

Архиепископ Павел (Голышев), архиепископ Ермоген (Голубев), мирянин Борис Талантов (кстати, зарубежники Талантова причислили к лику святых, это наш, костромич) были совершенно свободны. И когда Борис Талантов говорил и писал, что наши иерархи - митрополит Пимен (Извеков), митрополит Алексий (Ридигер), митрополит Никодим (Ротов) - лгуны, сотрудники советского агитпропа, то это был голос Церкви. Именно Борис Талантов, мирянин, исповедник, говорил правду.

Я думаю, что письмо Эшлимана-Якунина, о котором Вы спрашивали, слишком длинное, слишком высокопарное во многом. Но это правдивый документ, это правда.

С другой стороны, то, что сейчас говорит патриарх Кирилл, очень часто тоже высокопарно и правильно. Но в то же время патриарх Кирилл - холуй нашей советской власти, холуй нашего нынешнего сегодняшнего агитпропа. Почему он разорвал литургическое общение с Константинопольским патриархом? Начальство приказало - он взял под козырек. Так же, как брал под козырек митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году, в 1930 году и так далее.

- Что, на Ваш взгляд, должно произойти вначале: Церковь исцелится и исцелит общество, или в обществе произойдут такие сдвиги сознания, которые повлияют уже на все структуры, включая власть и Церковь?

- Категорически отвергаю влияние государства на Церковь. Государство и государственные чиновники не могут покаяться, потому что они государственные чиновники. Я не помню, чтобы Господь наш Иисус Христос призывал царя Ирода покаяться. Каяться может только христианин. А государственный чиновник всегда будет чиновником. Я не думаю, что мы должны обращаться к государству с призывом к покаянию. «Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем...». «Не имамы» - и никогда у нас не будет здесь, на земле, своего града.

Задача Церкви - не построить рай на земле. Задача Церкви - максимально избегать ада на земле. Христианин не может уповать на построение здесь Царства Небесного. На каждой Божественной литургии мы повторяем псалом, который, я думаю, Вы знаете наизусть: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его».

Ну, помер Ленин, и Сталин перечеркнул то, что тот пытался делать, перестрелял почти всех его соратников. Ну, помер Сталин. Дальше Хрущев провел XX съезд и осудил культ Сталина. Помер Хрущев, и опять где все его грандиозные планы? Почему так происходит? «Не надейтеся» на этих сынов человеческих! Покаяние возможно только в Церкви, только у христиан. Мы не можем ложиться под государство. Государство нам всегда будет враждебно: было со времен Ирода Великого и останется враждебным всегда и везде.

- Нет ли у Вас ощущения, что сейчас, говоря «мы вне политики», очень часто Церковь, по сути, отказывается от своей возможности печаловаться о гонимых?

- Опять вынужден поправить Вас: не Церковь, а священнослужители. Церковь не говорит устами какого-то церковного чиновника, в том числе и патриарха. Патриарх говорит, священник говорит, но нельзя путать священнослужителя с Церковью. Прошу прощения.

- Тем не менее, от лица Церкви не дается никакой нравственной оценки явлениям (например, пыткам, политическим убийствам, репрессиям), которые будоражат общество и замалчивание о которых подрывает авторитет и самой Церкви...

- Вспомните еще раз формулу «Мы с нашим народом и с нашим правительством». Был Сталин, и все сталинские идеи патриарх и Синод поддерживали обеими руками. Давайте вспомним, постараемся: c 1927 года или с 1943 года были ли хотя бы один случай, когда патриарх в чем-то не согласился с генсеком? Можете вспомнить? Ну хотя бы один?

Говорят, что якобы то ли при Горбачеве, то ли при Ельцине Церковь обрела свободу, что наши иерархи стали свободными людьми. Да нет, они были и остаются лакеями. Понимаете? Очень важно понять, что при Сталине мы были рабами, нас заставляли. А сегодня мы лакеи. Нас никто не заставляет. А мы все живем по принципу «Чего изволите?» Нам что, сегодня лесоповал грозит? Маузер грозит? Да нет. Мы продались за черную икру, за лимузины. Сегодня ведь мы служим не из страха, а из материальных выгод.

- Какой выход из этой ситуации?

- Вера.

Господь наш Иисус Христос никогда не обращался к толпе. Он обращался только к каждому человеку. Конкретно к каждому человеку. И каждый человек в течение двух тысяч лет избирает, что ему дороже: рабство в Египте, где котлы с мясом, или свобода в пустыне, Синайской пустыне, где есть нечего, но Господь посылает манну; и пить нечего, вода горькая, но Господь сделает ее, эту горькую воду, пресной. Но в Синайской пустыне трудно. И перед каждым абсолютно человеком стоит этот выбор: сытость в рабстве или свобода, но в пустыне.

Ни один политик ни из одной партии не говорит, что нам нужно уйти из рабства. Все говорят о необходимости сытости. В той или иной форме, но обсуждают только экономику. Иногда здоровье, образование. Но образование ведь для того, чтобы мы были сыты. Кто говорит, что нужно первым делом убрать с Красной площади могилы всех врагов Руси, России?

Я никогда не называл и не назову государство, в котором я живу, Россией. Потому что Иван Александрович Ильин считал это главным, основополагающим: разделять Совдепию и Россию. Сегодня мы живем в Совдепии в течение 103 или 104 лет. Это одно и то же! Вся Государственная Дума так называемая, все правительство и так далее стоит по стойке смирно при звуках гимна нашего государства. Это гимн коммунистической партии большевиков. Я думаю, Вы это слышали, я это не первый раз говорю, что этот гимн написан в 1938 году. И он остается неизменным.

Сейчас кто-то там предлагал на линейке школьной поднимать знамя под звуки государственного гимна. Петь не будут, без слов. А музыка остается с 1938 года все той же. Вот в 1943 году Михалков написал новые слова «Союз нерушимый Республик свободных...», но музыка с 1938 года

- Если убрать гимн и вынести все трупы с Красной площади, то что делать с тем огромным периодом советской истории, который как бы «наш»?

Простите, а что Германия сделала с периодом своей истории после 1933 года? Сколько в Берлине сегодня улиц имени Гитлера, Гиммлера, Геббельса, Кальтенбруннера, Розенберга? Много?

- Ни одной.

- А в Москве памятник Ленину есть, проспект Ленина есть. И в Костроме – Советская улица центральная, улица Ленина. У нас это везде, везде! Какая разница?

- Кто из диссидентов произвел на Вас наибольшее впечатление? Вообще, не чудо ли это, когда в советчине рождались свободные люди?

- А человек всегда рождается свободным, и Церковь делает абсолютно каждого свободным. Но каждый человек всегда избирает: пойти направо или налево. Каждый без исключения. Это до 1953 года можно было сказать «А я боюсь», «А меня на лесоповал», «А меня в затылок из нагана».

Каждый день мы на службе поминаем Сергея Адамовича Ковалева. Хороший человек. Но он меня укорял, что я хочу устроить охоту на ведьм. А я писал, что большевизм неизменно падет, обязательно падет, но мы не можем предполагать, что люди сразу станут свободными.

Какое-то время Россия будет в таком переходном состоянии. И необходим всероссийский перебор граждан. То есть должны быть лишены и активного, и пассивного избирательного права те, кого перечисляет Иван Ильин. Все члены ЦК, Политбюро, коммунистической партии. Все секретари обкомов, горкомов партии. Все сотрудники ГПУ, КГБ, НКВД от полковника и выше. Там дальше идут содержательницы и содержатели публичных домов, воры, рецидивисты и так далее. Для Ивана Александровича это были люди одного уровня. Члены ЦК или сутенеры, содержательницы публичных домов… Когда я говорил об этом Сергею Адамовичу Ковалеву или Александру Яковлеву или Андрею Дмитриевичу Сахарову, то все спорили со мной, что нельзя так лишать избирательного права. Конечно, если бы это предложение Ивана Ильина было бы принято, то Борис Николаевич Ельцин не имел бы права ни быть избранным, ни даже голосовать. Потому что он - первый секретарь МГК. Потому что он - кандидат в члены Политбюро ЦК. Потому что он - первый секретарь Екатеринбургского обкома партии. Значит, автоматически. Его не надо сажать, не надо предавать суду. Но никаких прав гражданских он не должен иметь.

Статью об этом я написал то ли в 1998-м, то ли в 1999 году. По заказу «Нового мира». Отнес в «Новый мир». Редактор посмотрел, сказал: «Нет, не можем напечатать, слишком в лоб. Лобовая». - Не можете и не можете. Но тогда же там в кабинете был член редколлегии журнала «Знамя», он мельком посмотрел, сказал: «Мы публикуем. Отец Георгий, отдадите нам статью?» – «Пожалуйста». Это был то ли ноябрь, то ли декабрь 1999 года. Он мне потом позвонил, говорит: «Мы статью опубликуем, но в мартовском номере журнала «Знамя»» – «А почему?» - «Потому что сейчас будет исполнять обязанности Владимир Владимирович Путин, выборы будут в марте. И нас могут обвинить, что мы участвуем в пропаганде предвыборной». То есть, по мнению этого человека, статья была направлена против Владимира Владимировича Путина...

- Насколько важны для Церкви реформы языка? Насколько важно переводить, как некоторые предлагают, богослужение на разговорный язык, внося некую «миссионерскую ясность» в тексты, как Вы думаете?

Это говорят неграмотные люди. Во-первых, почему обсуждают русский язык или церковнославянский, а не календарь? Когда праздновать Рождество? 25 декабря или 7 января? Но это же дикость! Дикость, что православные люди не могут договориться о календаре. Константинопольский патриарх придерживается одного календаря. Вместе с ним болгары, румыны, греки, киприоты. А у нас другой календарь. Почему? Потому что нет соборности. Сколько лет православные не собирались вместе и не обсуждали важнейшие вопросы нашей жизни?

Можно служить по-русски? Можно. Если какой-то епископ, священник хочет служить по-русски, ну пусть служит. Господь Бог - лучший в мире лингвист, Он одинаково хорошо понимает все языки. К Нему можно обращаться на языке ируба или на языке суахили, Он поймет. А по-русски? Поймет. В Америке ведут службу, в том числе и Божественную Литургию, на современном английском. А в Германии на современном немецком. Мне больше нравится церковнославянский. Но когда мы говорим о понимании, то я очень сомневаюсь, что человек, который первый раз пришел в Церковь или даже десять раз уже был в Церкви, поймет слово «Троица». Можно самые непонятные слова - их, максимум, сто - перевести на русский язык. Если в 50-м псалме говорим «и грех мой предо мною есть выну», то приходится объяснять людям, что «выну» значит «постоянно, неизменно». «И грех мой постоянно предо мной» - я постоянно осознаю свой грех. Но когда Филаретовское братство в Москве ставит во главу угла вопрос о языке, я пожимаю плечами - это не главное.

Помимо понимания слов, есть понимание и на уровне предложения, и на уровне текста. Я бы предпочел служить на церковнославянском. Ведь Церковь всегда, скажем так, немножко архаична. Я люблю облачение, я люблю церковную одежду, я люблю подрясник, практически никогда его не снимаю. Я люблю церковное пение, обиход церковный. Но ведь так не поют, как модно в наше время, это тоже как бы отставание. А если бы в церкви был рэп? Можно? Ну а почему нельзя?

И церковное здание... Почему нельзя здесь, в этой комнате, служить Божественную литургию? Можно. Вот он, иконостас.

Вот я построил эту церковь. Мне нравится именно такая архитектура. Мне нравятся иконы. Живопись архаичная, архитектура архаичная, одежда архаичная. Можно максимально приблизиться к церковному народу, слиться с церковным народом. Можно? Можно. Почему нет. Но мне нравится, чтобы все-таки был иконостас, который отделяет престол, жертвенник от собственно церкви, от трапезной части. Но ведь это не главное.

Христианство не на этом построено. Последний вопрос, который мне перед рукоположением задал архиепископ Хризостом: «Отец Георгий, а если завтра нужно будет служить на пеньке, что вы скажете?» Я сказал, что если архиерей даст антиминс и благословит служить на пеньке, я буду служить. Я делегат епископа, я сам решения не принимаю. Епископ благословит – буду служить. Я и сегодня могу ответить то же самое.

Беседовал Андрей Грищенко

Источник: Портал "Credo.Press", 25.11.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.