Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

"Во власти есть люди, которые хотят сохранить статус-кво". О предложениях Памфиловой изменить избирательное право



В Центризбиркоме хотят внести изменения в избирательное законодательство. Глава ЦИК Элла Памфилова предложила отменить досрочное голосование и открепительные удостоверения, а также снизить муниципальный фильтр и количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения депутатов всех уровней.

Руководитель движения «Голос» Григорий Мельконьянц комментирует эти возможные изменения

Памфилова предлагает полностью отменить досрочное голосование и запретить голосовать по открепительным удостоверениям.

Сейчас от открепительных удостоверений отказались почти во всех регионах, при этом федеральное законодательство использовать их не запрещает. Каждый субъект принимает решение сам. Открепительные раньше использовались для фальсификаций, когда у одних и тех же людей на руках может быть по несколько бланков, а значит, есть возможность голосовать по несколько раз. В ЦИК учли горький опыт и хотят, чтобы институт открепительных удостоверений ушел в прошлое. Но просто отказаться от них нельзя, не предложив что-то взамен, поэтому на смену открепительным приходит механизм «мобильный избиратель» (технология, позволяющая подать онлайн-заявку на голосование на избирательном участке не по месту регистрации. — Прим. Сноб.).

Досрочное голосование также позволяет манипулировать зависимыми группами избирателей, например, бюджетниками, но отменить его будет сложнее. Такую попытку уже сделали в 2010 году, тогда возможность отдать свой голос оставили только тем, кто живет в труднодоступных местах. Но через четыре года Конституционный суд признал это ограничение незаконным и отменил. При этом в законе осталась норма, требующая для досрочного голосования «уважительную причину». Список этих причин открытый, поэтому одни комиссии дают проголосовать всем желающим даже без достаточных к тому оснований, а другие требуют не только заявления с указанием уважительной причины, но и подтверждающие документы, например, билеты на поезд или самолет. Альтернативой досрочному голосованию может стать использование «цифровых избирательных участков». Эту технологию опробовали в Москве во время единого дня голосования, когда иногородние избиратели могли проголосовать в столице на губернаторских выборах и довыборах в Госдуму.

Памфилова предлагает снизить муниципальный фильтр по всей стране до 5 процентов. Сейчас в некоторых субъектах желающие участвовать в выборах на высшие должности должны собрать до 10 процентов голосов муниципальных депутатов, при этом они должны представлять 3/4 муниципалитетов региона.

«Вилка» муниципального порога везде разная, где-то 5, а где-то 10 процентов. Какой процент установить, решают региональные законодатели. Конечно, если порог снизят до 5 процентов, в выборах сможет участвовать гораздо больше кандидатов. Но гораздо важнее вторая часть этого фильтра, те самые 3/4 муниципалитетов, которые должны представлять депутаты, поставившие подписи. Кандидат может собрать необходимые 5 процентов подписей, но если они будут не из 3/4 муниципальных образований, то в регистрации откажут. Этот порог также нужно снижать до 1/2. Плюс муниципальным депутатам необходимо позволить ставить подписи в поддержку выдвижения сразу нескольких кандидатов. Сразу после заверения подписей у нотариуса необходимо в интернете публиковать списки депутатов и информацию о том, кто за кого голосовал. Ведь встречаются случаи, когда депутаты с удивлением узнают, что они, оказывается, отдали подписи в поддержку тех или иных кандидатов. Сейчас зачастую подписями управляет кандидат «от власти», он решает, с кем ими поделиться, по сути, выбирая себе спарринг-партнера. Такая ситуация была на выборах мэра Москвы в 2013 году, когда Сергей Собянин «поделился» голосами с оппозиционером, чтобы тот смог попасть в бюллетень.

Памфилова предлагает собирать не 3, а всего 0,5 процента подписей от общего числа избирателей для выдвижения в депутаты всех уровней. Такая норма действовала до 2014 года.

Такой шаг точно повысит конкуренцию и упростит доступ кандидатов в бюллетень. Кроме того, им придется тратить на сбор подписей меньше времени и денег, а значит, они смогут больше агитировать и общаться с избирателями. Но помимо снижения числа подписей нужно менять сами процедуры их сбора и проверки. Сейчас даже в 20 подписях при желании можно найти много брака и отказать кандидату в регистрации. Почерковеды должны нести ответственность за свои экспертизы, а методику проверки нужно сделать прозрачнее. Кандидату необходимо предоставить инструменты для оспаривания результатов экспертиз. Пока у общества есть ощущение, что власть при желании может легко придраться к подписям оппозиционеров и не допустить их до выборов, и при этом зарегистрировать своего кандидата, который подписи вообще не собирал. 

Памфилова предлагает ввести персональную ответственность для председателей избиркомов за нарушения, а также начать избирать глав муниципальных избиркомов.

Центризбирком является олицетворением избиркомов всех уровней. Даже если нарушения случаются на местах, отвечать за них призывают ЦИК. Но избиркомы муниципальных образований неподконтрольны ЦИК, они не входят в его вертикаль и формируются для проведения местных выборов. Поэтому Памфилова и предлагает выбирать глав и ввести их ответственность за нарушение закона. 

Однако эта схема работать не будет, пока правоохранители не начнут реагировать на заявления о нарушении избирательных прав — а они пока этого не делают. Даже если у Центризбиркома появятся какие-то новые полномочия, он не сможет привлекать людей к административной или уголовной ответственности. Это прерогатива полиции и суда.

Резюме:

Эти предложения точно не окончательный вариант, ЦИК будет еще обсуждать реформу избирательной системы с экспертами. Я уверен, что сейчас все предлагаемые поправки нужно разделить на два блока: экстренные, которые необходимо успеть принять до единого дня голосования 2020 года, и системные, требующие долгого обсуждения, например, создание избирательного кодекса. Сегодня в приоритете снижение разного рода фильтров для кандидатов — вопрос, судя по выборам в Мосгордуму, волнующий общество. Главное — помнить, что у ЦИКа нет права законодательной инициативы, а значит, без поддержки СМИ, общества, политических партий и экспертного сообщества модернизировать избирательное законодательство не получится. Во власти есть большое количество людей, которые хотят сохранить статус-кво и ничего не менять.

Подготовил Никита Павлюк-Павлюченко

Источник: Сноб, 27.09.2019


Альберт Сперанский

МХГ в социальных сетях

  •  
Защитить свободу слова и СМИ! Прекратить преследование Светланы Прокопьевой
Немедленно освободить актера Павла Устинова
Требуем остановить незаконные раскопки на территории мемориального кладбища Сандармох
Прекратить уголовное дело против участников мирной акции 27 июля 2019 года в Москве
Освободить Яна Сидорова, Владислава Мордасова и Вячеслава Шашмина
Требуем крупных номеров на полицейской форме!
Разрешить авиасообщение между Россией и Грузией

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2019, 16+. Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.