Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

 

 

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Письмо Президенту РФ



На фото Юрий Костанов, адвокат, советник Федеральной палаты адвокатов РФ, член Совета по правам человека при президенте РФ, член Московской Хельсинкской Группы

 

ПРЕЗИДЕНТУ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНУ

 

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

                                   

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

13 октября 2020 года был принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (проект № 1024643-7), подготовленный в связи с принятием Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым были внесены существенные изменения в статью 125 Конституции Российской Федерации.

 

В настоящее время проект подготовлен ко второму чтению с учетом поправок, представленных в период его обсуждения. В числе поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству к принятию, содержатся изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», выходящие за пределы конституционных изменений о порядке формирования и полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, и, как представляется, ограничивающие действие иных положений Конституции РФ, распространяющихся на судей Конституционного Суда и гарантирующих осуществление прав и свобод других лиц.

 

Так, предлагается концептуально изменить статью 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об особом мнении судьи. Сейчас эта статья согласуется со статьей 29 Конституции РФ о свободе мысли и слова, о невозможности какого-либо принуждения к отказу от выражения своих мыслей и убеждений, а также с базовыми принципами правосудия о независимости, самостоятельности и ответственности судей, гласности судопроизводства.

 

Гарантией того, что судья при принятии решения действует самостоятельно и независимо, является не только его право выразить свое мнение, которое может не совпадать с мнением других судей, но и обнародовать его, имея в виду предусмотренное Законом опубликование особого мнения судьи Конституционного Суда. Такое регулирование придает мнению отдельного судьи общественное значение, уравнивает его в правах с другими судьями, большинством которых принято решение, публикуемое для всеобщего сведения, соответствует принципу гласности судопроизводства. Опубликование особого мнения судьи также гарантирует право граждан на получение информации о деятельности Конституционного Суда, правовых проблемах, разрешаемых им в процессе осуществления конституционного судопроизводства.

 

Публичное выражение особого мнения судьей Конституционного Суда – это ценность, которую приобрело гражданское общество с принятием еще в 1991 году Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Важно не утратить эту ценность, отражающую определенный уровень развития и демократичности судебной системы, бережного отношения к правовой традиции.

 

Между тем, в поправках предлагается не только отказаться от опубликования особого мнения судьи, что само по себе является существенным отступлением от достигнутого уровня правовых гарантий, но и установить жесткий запрет на обнародование особого мнения или мнения судьи Конституционного Суда в какой-либо форме или публичную ссылку на него. Фактически предлагается предать забвению сам институт особого мнения судьи как формы реализации права меньшинства изложить свою точку зрения, смысловое значение которого и состоит в публичности выражения особого мнения или иного мнения судьи. При этом значение публичного выражения особого мнения судьи Конституционного Суда выходит за пределы обеспечения только его личных прав. Так, особое мнение судьи других судов приобщается к материалам дела, с ним могут ознакомиться участники процесса, содержащиеся в нем доводы оцениваются судебными инстанциями, проверяющими соответствующие судебные акты. Тем самым придается процессуальное значение особому мнению судьи. Публичное выражение особого мнения судьи Конституционного Суда важно не столько для сторон конституционного судопроизводства, сколько для самого судейского сообщества, гражданского общества, законодателя, для развития права. Запрет на опубликование и какое-либо иное обнародование особого мнения судьи Конституционного Судьи практически лишает судей одного из важнейших конституционных прав и делает бессмысленным сам институт особого мнения судьи.

 

Утрата права на публичное выражение особого мнения судьи Конституционного Суда, усугубляемая запретом на критику в какой-либо форме решений Конституционного Суда, также предлагаемым к закреплению в статье 11 Закона, существенно ограничивает независимость и самостоятельность судей, гласность судопроизводства, без которых немыслимо правосудие. Принятие указанных поправок создает условия для подрыва и без того низкого доверия к суду со стороны гражданского общества. Именно интересами правосудия, необходимостью формирования основы общественного доверия к судебной власти руководствовались российские судьи при принятии Кодекса судейской этики, который в статье 13 не устанавливает запретов на критику, понятие которой носит весьма неопределенный и оценочный характер, на взаимодействие со средствами массовой информации, а призывает лишь к сдержанности и корректности при комментировании решений своих коллег.

 

В связи с этим, а также в целях минимизации рисков, связанных с ограничением прав граждан на получение объективной информации о деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, снижением уровня общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, а также рисков ущемления права судей на свободное и публичное выражение особого мнения и иных мнений, представляется необходимым отклонить поправки к проекту № 1024643-7, предусматривающие изменения статей 11 и 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека:

1. Андреева Татьяна Константиновна

2. Асмолов Александр Григорьевич

3. Бабушкин Андрей Владимирович

4. Винокурова Екатерина Владимировна

5. Евдокимова Наталия Леонидовна

6. Засурский Иван Иванович

7. Караганов Сергей Александрович

8. Костанов Юрий Артемьевич

9. Маковецкая Светлана Геннадьевна

10. Марголина Татьяна Ивановна

11. Мерзлякова Татьяна Георгиевна

12. Меркачёва Ева Михайловна

13. Мукомолов Александр Фёдорович

14. Мысловский Евгений Николаевич

15. Никитинский Леонид Васильевич

16. Пастухов Игорь Николаевич

17. Резник Генри Маркович

18. Ряховский Владимир Васильевич

19. Соболева Анита Карловна

Источник: СПЧ, 20.10.2020


Леонид Никитинский

МХГ в социальных сетях

  •  
Примите закон, по которому "дети ГУЛАГа" смогут наконец вернуться из ссылки
Отменить запрет на одиночные пикеты в Санкт-Петербурге
Российские силовики в Беларуси закончат историю дружбы наших народов. Нельзя вводить!
Прекратить штрафовать и арестовывать за одиночные пикеты!
Рассекретить дело Ивана Сафронова! Обвинение должно быть публичным
Против обнуления сроков Путина
Свободу Илье Азару и всем задержанным за одиночные пикеты

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2020, 16+.