Венецианская комиссия Совета Европы проанализировала и раскритиковала принятые поправки к Конституции РФ
Венецианская комиссия Совета Европы проанализировала принятые в 2020 году поправки к Конституции России и высказала по ним свое официальное мнение. Комиссия положительно оценила лишь часть изменений и акцентировала внимание на серьезных недостатках как в самих поправках, так и в процедуре их принятия. Также отмечено, что поправки слишком усилили роль президента страны и стали угрозой для верховенства права.
Напомним, год назад российские правозащитники и юристы (среди них представители Московской Хельсинкской группы) инициировали обращение в Совет Европы с просьбой провести срочную правовую экспертизу поправок к Конституции России и того, как они принимаются. Петицию с призывом поддержать инициативу подписали более 250 тыс. человек.
В опубликованном на сайте Венецианской комиссии заключении сказано, что изменения в Конституцию принимались слишком быстро: скорость их подготовки явно не соответствовала значимости поправок. Многочисленные предложения «рассматривались по ходу дела», адекватных сроков для консультаций с различными гражданскими институтами установлено не было.
По словам членов комиссии, принятые поправки «непропорционально усилили позиции президента» и при этом устранили часть предусмотренных Конституцией сдержек и противовесов. В совокупности, как говорится в документе, внесенные в основной закон страны изменения «выходят далеко за рамки того, что соответствует принципу разделения властей даже при президентских режимах».
Кроме того, новые положения о судебной системе, считают в Венецианской комиссии, угрожают верховенству права в России, другие поправки ослабляют региональные и муниципальные органы власти, а обнуление сроков Путина нелогично, подчеркивают правоведы. При этом изменения в Конституции могут создать напряженность межнационального характера из-за положений о «русской нации».
Положительно Венецианская комиссия оценила ограничение двумя сроками президентского мандата, расширение парламентского контроля, введение фиксированного шестилетнего срока для большинства сенаторов Совета Федерации. С другой стороны, увеличение числа сенаторов, которых назначает президент, заставило комиссию усомниться, что Совет Федерации будет обладать достаточной независимостью от исполнительной власти. Отдельно отмечено усиление социальной защиты граждан.
Венецианская комиссия — консультативный орган по конституционному праву, действующий при Совете Европы. Мнение экспертов комиссии носит рекомендательный характер. Ранее в МИД РФ заявляли, что Россия считает поправки к Конституции внутренним делом страны, Москва не запрашивала мнение членов комиссии. 24 марта председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил РИА Новости, что «отдельные выводы комиссии просто ошибочны и не учитывают развитие правовых институтов России за последние 30 лет». Сенатор при этом подчеркнул, что нынешнее заключение Венецианской комиссии носит промежуточный характер. «Мы продолжаем работу с комиссией. Надеюсь, что в окончательном заключении, которое ожидается летом 2021 года, с учетом принимаемых во исполнение Конституции РФ законов, верх возьмёт сугубо правовой подход к конституционной реформе в нашей стране», — заявил Клишас.
Пресс-релиз Совета Европы:
Венецианская комиссия приняла новое заключение о поправках к Конституции 2020 года и порядке их принятия в Российской Федерации
Страсбург, 23.03.2021 - Орган конституционных экспертов Совета Европы, Венецианская комиссия, в новом заключении, принятом 19 марта 2021 года, отмечает, что конституционные поправки 2020 года в Российской Федерации повлекли за собой ряд положительных изменений, но подчеркивает серьезные недостатки в содержание изменений в Конституцию и порядок их принятия.
Конституционные поправки, принятые в 2020 году, представляют собой самый обширный и существенный пересмотр Конституции Российской Федерации 1993 года, когда-либо проводившийся, отмечает Венецианская комиссия в своем заключении.
Венецианская комиссия приветствует то, что поправки приводят к ряду положительных изменений, в том числе:
· Повышенная защита социальных прав
· Ограничение полномочий Президента двумя сроками.
· Возможность президента обратиться в Конституционный суд с просьбой об использовании президентского вето.
· Конституционализация Государственного совета, который вот уже два десятилетия действует исключительно на основании исполнительного правового акта.
· Расширение парламентского контроля, включая возможность проведения запросов к руководителям государственных органов и компетенцию «заслушивать» годовой отчет Прокуратуры Российской Федерации.
· Введение фиксированного шестилетнего срока для большинства сенаторов Совета Федерации.
Тем не менее, Комиссия выявила ряд серьезных недостатков в Конституции и процедуре ее принятия.
Что касается процедуры принятия поправок, Венецианская комиссия заключает, что скорость подготовки таких широкомасштабных поправок явно не соответствовала глубине поправок, учитывая их влияние на общество. Такая скорость привела к тому, что не хватило времени на надлежащий период консультаций с гражданским обществом до принятия поправок парламентом.
Поскольку Конституционная ассамблея не созывалась, Конституция принималась после того, как за нее проголосовали Парламент и субъекты Федерации. После этих шагов поправки должны были вступить в силу в соответствии со статьей 135 Конституции. Отрицательный результат дополнительных шагов, которые были введены ad hoc, т.е. пересмотр Конституционным судом и всероссийское голосование, не мог помешать вступлению поправок в силу. Отсюда следует, что введение этих дополнительных шагов в процедуру, используемую для внесения поправок в Конституцию, создало очевидное противоречие со статьей 16 Конституции, которая гарантирует «основополагающие принципы конституционного строя Российской Федерации», подчеркивает Венецианская комиссия.
В целом Венецианская комиссия заявляет, что повышение до конституционного уровня (конституционализация) существующих положений обычного права создает риск исключения рассматриваемых вопросов из открытых дебатов и, таким образом, ограничивает демократию. Конституционализированные нормы становятся более жесткими; они не могут быть пересмотрены Конституционным судом и, наоборот, могут служить критерием для оценки других правовых норм.
Анализируя существо поправок, Венецианская комиссия приходит к выводу, что они непропорционально укрепили позицию Президента Российской Федерации и устранили некоторые системы сдержек и противовесов, изначально предусмотренных Конституцией. Объявление Hominem исключение из ограничения сроков текущего и предыдущих президентов противоречит самой логике принятой поправки ограничивающего полномочия президента двумя сроками. Необычно широкий объем иммунитета в сочетании с правилами импичмента, которые очень затрудняют увольнение президента, вызывают серьезные опасения в отношении ответственности президента.
Президент получил дополнительные полномочия за счет Председателя Правительства. Увеличение числа сенаторов, назначаемых президентом, может дать последним дополнительные рычаги воздействия, тем самым вызывая сомнения в том, будет ли Совет Федерации достаточно независимым от исполнительной власти, чтобы иметь возможность выполнять функции контроля, возложенные на него Конституцией.
В совокупности эти изменения выходят далеко за рамки того, что уместно в соответствии с принципом разделения властей даже при президентских режимах, заключает Венецианская комиссия.
Поправки ослабляют субъекты и органы местного самоуправления. Включение положений, касающихся русской нации, создает противоречие с многоэтническим характером Российской Федерации.
Что касается судебной системы, поправки, в частности, право президента инициировать увольнение председателей высших судов, а также председателей, вице-президентов и судей кассационных и апелляционных судов по весьма неопределенным основаниям, затрагивают ключевой элемент судебной независимости. . В совокупности поправки к положениям о судебной системе представляют опасность для верховенства закона в Российской Федерации.
Венецианская комиссия рекомендует как минимум включить в имплементирующее законодательство подробные критерии того, что составляет «нарушение, порочащее честь и достоинство судьи» и «невозможность выполнения функций судьи», как это определено Собранием судей. Кроме того, в имплементирующем законодательстве должно быть указано, что дисциплинарная ответственность может быть привлечена только в том случае, если нарушение было совершено «умышленно» / «с умыслом» или «по грубой небрежности».
Настоящее промежуточное заключение подготовлено по запросу Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы. Он основан на виртуальных встречах с российскими парламентариями и представителями гражданского общества, а также на письменных материалах российских властей. В своем предыдущем заключении по данному вопросу, принятом 18 июня 2020 года, Венецианская комиссия рассматривала проект поправок к Конституции России, связанный исключительно с исполнением в Российской Федерации решений Европейского суда по правам человека. Настоящее мнение касается оставшихся вопросов существа. На более позднем этапе оно будет дополнено окончательным заключением, в котором также будут учтены основные законодательные акты по реализации.
Поддержать МХГ
На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.
45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.
Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.
Архив
- апреля 2023 (13)
- марта 2023 (14)
- февраля 2023 (10)
- января 2023 (10)
- декабря 2022 (12)
- ноября 2022 (16)
- октября 2022 (19)
- сентября 2022 (25)
- августа 2022 (17)
- июля 2022 (12)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- следующая ›
- последняя »
Статьи, мнения и комментарии
Леонид Никитинский
Каринна Москаленко
Лев Шлосберг
Владимир Кара-Мурза *
Мария Эйсмонт
Леонид Никитинский
Галина Арапова *
Татьяна Котляр
Илья Шаблинский
Александр Верховский
Борис Альтшулер
Мария Эйсмонт
Дмитрий Иванов
Вячеслав Бахмин
Илья Шаблинский