Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Спецслужбы займутся пропагандой позитивных ценностей среди граждан

Предупредительные беседы с гражданами будут проводить ФСБ, СКР, прокуратура и другие ведомства. Разнообразные меры воздействия на правосознание россиян содержатся в новой версии подготовленного в Госдуме правительственного законопроекта о профилактике преступности, сообщает РБК.

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции на заседании в начале ноября рассмотрит для принятия во втором чтении правительственный проект закона о профилактике правонарушений, рассказал зампредседателя комитета Александр Хинштейн. По словам собеседника РБК, близкого к руководству комитета, законопроект согласован с государственно-правовым управлением президента.

Правительство внесло проект в Госдуму 31 декабря 2013 года, он был принят в первом чтении в марте 2014 года. Полуторагодовое промедление объясняется длительной доработкой, пояснил РБК Хинштейн. В заключении комитета к первому чтению говорилось, что в первоначальном варианте, в частности, не определены направления деятельности и разграничение полномочий различных федеральных органов исполнительной власти.

«Мы провели шесть заседаний экспертного совета, законопроект кардинально изменен», — говорит Хинштейн. В его доработке участвовала уполномоченный по правам человека Элла Памфилова: в понедельник аппарат уполномоченного и комитет по безопасности провели совместное совещание. Для вынесения законопроекта на рассмотрение комитета осталось дождаться окончательного согласия аппарата уполномоченного и отзыва МВД на доработанный вариант, сообщил РБК собеседник, близкий к руководству комитета.

Законопроект нужен, чтобы восстановить «отечественный опыт профилактики правонарушений», и вносится во исполнение утвержденной в 2009 году бывшим тогда президентом Дмитрием Медведевым «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», говорится в пояснительной записке. В это же время Медведев инициировал реформу МВД, в ходе которой милицию переименовали в полицию.

Закон о профилактике определит правовые основы системы профилактики правонарушений и сформирует единую систему. Сейчас в регионах действует более 130 местных законов в этой области, а федеральный отсутствует. «Недооценка роли общественных сил в предупреждении преступлений, утрата опоры на граждан обусловливают недостаточный уровень профилактики правонарушений», — говорится в пояснительной записке.

Предлагаемая правительством (законопроект разработан МВД) федеральная система «будет направлена на пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную, психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или находящимся в социально опасном положении».

Профилактика, следует из законопроекта, предполагает социальные, правовые, организационные, воспитательные меры для выявления и устранения причин и условий совершения правонарушений. Среди ее основных направлений — охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, противодействие незаконной миграции, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, противодействие терроризму и экстремистской деятельности, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и так далее.

Законопроект предлагает два вида профилактики — общую и индивидуальную. Общая, по замыслу авторов, должна будет выявлять и устранять причины, порождающие правонарушения, повышать уровень правовой грамотности и правосознания граждан. Индивидуальная профилактика будет адресована безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, людям, отбывающим уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетним, подвергнутым принудительным мерам воспитательного воздействия, людям, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма.

Первоначальный вариант предполагал также третий, более жесткий вид — специальную профилактику, предполагавшую меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного характера. В доработанной версии законопроекта этот пункт убрали.

Займутся профилактикой федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, следственные органы СКР, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Впрочем, участвовать в ней смогут и рядовые граждане, и общественные объединения, например добровольно охраняя общественный порядок или содействуя правоохранительным органам.

В обновленном тексте законопроекта появилась статья об обязанностях субъектов профилактики: это соблюдение прав граждан и организаций, информирование о своей работе в СМИ и интернете, сохранение конфиденциальности полученной информации.

Для гарантии реализации профилактики будут созданы межведомственный, ведомственные, региональные и муниципальные координационные органы. Каким будет межведомственный орган, уточнит правительство.

Законопроект предлагает несколько форм профилактического воздействия. Это профилактическая беседа, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, профилактический учет, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, социальная адаптация.

Такие меры смогут предпринимать сотрудники прокуратуры, СКР, полиции, ФСБ, ФСИН, ФСКН, говорится в документе (изначальная версия текста этого не предполагала).

Также среди мер перечислены ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушения или подверженным риску стать таковыми, и т. д. Понятия ресоциализации и социальной реабилитации расширены по сравнению со старой версией законопроекта. Так, в новой версии предлагается распространить действие социальной реабилитации в том числе на лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Специальные меры (какие именно, не уточняется) будут применяться при непосредственном выявлении правонарушений, по заявлениям физических или юридических лиц, по сообщениям СМИ, по материалам от органов государственной власти и местного самоуправления. Однако для применения спецмер будет необходимо решение суда или субъектов профилактики.

Лица, к которым будут применяться индивидуальные профилактические меры, смогут узнать об основаниях и причинах применения мер, ознакомиться с собранными на них материалами и обжаловать действия в отношении себя. В первоначальном варианте законопроект этого не предусматривал.

В 2012 году 4547 региональных и местных программ профилактики правонарушений были профинансированы на общую сумму 17,5 млрд руб., уточняется в пояснительной записке. Более свежих данных нет, а МВД не предоставило оперативного ответа на запрос РБК.

Расходы на профилактику возьмут на себя сами осуществляющие ее органы и ведомства, следует из законопроекта.

«Главная претензия к первоначальному тексту — он был слишком рамочным. Теперь законопроект более четко прописан, хотя по-прежнему остается рамочным», — объясняет Хинштейн. По его словам, проект закона носит правозащитный характер и его основная задача — уменьшить число преступлений. «Документ не предусматривает ограничения прав и свобод граждан, не дает права каким-либо органам принудительно применять меры», — подчеркивает депутат.

«Профилактика нужна, тут спорить не о чем, — уверен руководитель Комитета по предотвращению пыток, член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин. — Но сотрудники правоохранительных органов считают себя борцами с преступностью и предпочитают разбираться с последствиями преступлений, а не искоренять проблему — бороться за безопасность граждан».

По мнению Каляпина, чтобы такой закон работал, он должен назначить ответственных за профилактику чиновников, содержать механизмы профилактики и определять источники финансирования. «Если этого нет, то это очередная профанация», — считает правозащитник.

По мнению адвоката Алексея Михальчика, на фоне кризиса может начаться рост преступности, поэтому реальные механизмы ее профилактики пришлись бы кстати. «Но рамочный закон — это, по сути, только декларация: мы за все хорошее против всего плохого». Михальчик также отмечает, что, например, в США в рамках профилактики преступности государство оказывает помощь освободившимся заключенным: с такими людьми работают психологи, им помогают социально адаптироваться, для них готовят рабочие места. «У нас же есть только административный надзор, который только и делает, что проверяет подопечных, не совершили ли они новые преступления, — рассуждает он. — Государство изначально считает их рецидивистами».

Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, профессор кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, член Московской Хельсинкской Группы и член президентского Совета по правам человека, добавляет, что на Западе распространены такие программы, как наблюдение соседей, есть общественные движения (например, за правильную парковку), которые имеют право добиваться для нарушителей привлечения к ответственности. Он отмечает, что, например, в Советском Союзе работали народные дружины и комсомольские отряды, которые занимались профилактикой, регулярно проводились рейды. «Каждый судья был обязан два раза в год отчитываться перед трудовыми коллективами: читать лекции и проводить беседы. Он приходил на завод и рассказывал, какие дела рассматривает, какие законы были приняты, например закон о борьбе с пьянством, закон об ужесточении ответственности за хулиганство», — рассказывает Пашин.

Однако, по мнению Игоря Каляпина, профилактика преступлений в советское время не была на высоком уровне, зато свою роль играла идеологическая пропаганда.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

Леонид Никитинский

МХГ в социальных сетях

  •  
Петиция в поддержку Мемориала
Потребуйте освободить Александра Габышева из психиатрической клиники! Напишите ему письмо солидарности!
Требуем обеспечить медицинскую помощь заключенным при абстинентном синдроме ("ломках")
Мы требуем отмены законов об "иноагентах"
Требуем освобождения Софии Сапега
В защиту беларусов в России
Требуем прекратить давление на музыкантов! Noize, Вася Обломов, Ногу свело, Кортнев и др.

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2021, 16+.