Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Россия: дискриминация детей с инвалидностью

В России дети с инвалидностью сталкиваются с серьезными препятствиями на пути к получению качественного образования, говорится в публикуемом 1 сентября 2015 года докладе международной правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч. Российские власти должны продолжать начатую работу и прикладывать все усилия к тому, чтобы дети с инвалидностью получали полноценный доступ к качественному, инклюзивному образованию на всех ступенях образовательной системы.

В 50-страничном докладе «Оставшиеся за бортом? Факторы, препятствующие доступности образования для людей с инвалидностью в России» описаны многочисленные барьеры, из-за которых дети с инвалидностью не могут учиться в обычных школах. Сюда относится отсутствие пандусов и подъемников, позволяющих попасть в здание и перемещаться внутри, неприспособленность обучения, например отсутствие учебников с крупным шрифтом для слабовидящих детей, ассистивных технологий и помощников учителей. Из-за инфраструктурных барьеров и недоступности транспорта некоторые дети не могут выйти из дома и добраться до школы.

«Наравне с миллионами российских детей, которые сегодня идут в школу, дети с инвалидностью имеют право присутствовать в классе и учиться вместе со сверстниками, а не быть отрезанными от качественного образования, — говорит Джейн Бьюкенен, заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. — Российские власти утверждают, что образование для людей с инвалидностью является первоочередной задачей. Пришло время воплотить эти слова в реальность и сделать детей с инвалидностью частью школьной жизни и жизни общества».

Инклюзивное образование позволяет людям с инвалидностью и без нее учиться вместе, в равных условиях, без барьеров, при этом люди с инвалидностью получают необходимую им для обучения помощь. Инклюзивное образование очень важно для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества, и оно помогает не допускать их изоляции и сегрегации, отметила Хьюман Райтс Вотч.

Исследование Хьюман Райтс Вотч, проведенное в России, показало, что руководство некоторых школ отказывается принимать детей с инвалидностью, считая, что они необучаемы, что их присутствие вместе с другими детьми небезопасно и что они не смогут соблюдать дисциплину. Российское законодательство гарантирует каждому право на образование, а с 1 января 2016 года вступают в силу поправки, запрещающие дискриминацию по признаку инвалидности во всех сферах жизни.

Многие дети с инвалидностью по-прежнему сегрегированны в специализированных школах для детей с определенными видами инвалидности. Такие школы зачастую расположены далеко от их места жительства и порой там обучают по сокращенной программе. Некоторые дети с инвалидностью изолированы в своих домах, почти не видятся со сверстниками, а учителя приходят к ним только несколько раз в неделю.

Девушка со сниженным зрением Юлиана Г. предпочла бы учиться в обычной школе рядом с домом. Но поскольку эта школа не приспособлена для ее нужд, единственный выход для нее был пойти учиться в специализированную школу-интернат. «У меня во дворе, где я жила, друзья были. Я скучала по ним, когда в школу пошла, – сказала она. – Как можно сохранить друзей, если рядом с ними не живешь? И по семье тоже скучала».

Десятки тысяч детей с инвалидностью в России, которые живут в государственных интернатах для детей, оставшихся без попечения родителей, получают низкокачественное образование, а то и никакого или почти никакого образования. Исследователи Хьюман Райтс Вотч посетили 10 государственных интернатов для детей с инвалидностью в 2013–2014 годах и выяснили, что многие дети сталкиваются с серьезными нарушениями их прав и пренебрежением их нуждами со стороны персонала интернатов.

Не получив качественного образования и став взрослыми, такие люди часто  с трудом могут поступить в вуз или получить достаточные профессиональные навыки, чтобы потом трудоустроиться.

Согласно Конвенции о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2012 году, людям с инвалидностью, наравне с другими людьми, должна обеспечиваться доступность качественного инклюзивного начального и среднего образования по месту жительства, а также доступность высшего образования, профессионального обучения и образования для взрослых. Властям необходимо предоставлять людям с инвалидностью адаптационные услуги, которые позволяли бы им в полной мере реализовывать свой потенциал.

«Десятилетиями детей с инвалидностью дифференцировали и сегрегировали в соответствии с видом их инвалидности и их предполагаемой обучаемостью, — говорит Бьюкенен. — Между тем для властей крайне важно учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося и выяснять, что государство может сделать, чтобы помочь ребенку полностью раскрыть его академический и социальный потенциал в окружении своего сообщества».

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

Леонид Никитинский

МХГ в социальных сетях

  •  
Петиция в поддержку Мемориала
Потребуйте освободить Александра Габышева из психиатрической клиники! Напишите ему письмо солидарности!
Требуем обеспечить медицинскую помощь заключенным при абстинентном синдроме ("ломках")
Мы требуем отмены законов об "иноагентах"
Требуем освобождения Софии Сапега
В защиту беларусов в России
Требуем прекратить давление на музыкантов! Noize, Вася Обломов, Ногу свело, Кортнев и др.

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2021, 16+.