Правозащитники предложили разрешить беспрепятственный доступ заключённым к свиданиям в СИЗО
Московская Хельсинкская Группа в сотрудничестве с «Русью сидящей» разработала и направила в Министерство юстиции своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части предоставления длительных свиданий осужденным к лишению свободы, находящимся в следственных изоляторах», размещённый на портале regulation.gov.ru. В заключении были предложены поправки в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которые бы позволили гарантировать беспрепятственный доступ к коротким и длительным свиданиями всем категориям заключённых, содержащихся в следственных изоляторах.
«В настоящий момент любое лицо, находящееся в изоляторе, будь это подозреваемый, обвиняемый по уголовному делу или уже осуждённое лицо, временно переведённое в следственный изолятор из исправительной колонии в связи со своим участием в другом уголовном деле, фактически лишены доступа к длительным и даже зачастую к коротким свиданиям с родственниками и близкими», – объясняет руководитель правовых программ МХГ Роман Киселёв: «Статья 18 Федерального закона о содержании под стражей разрешает не более 2 свиданий с родственниками и близкими в месяц продолжительностью до 3 часов под постоянным присмотром сотрудников изолятора, однако только при наличии письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. На практике это означает, что на всё время нахождения в следственном изоляторе, которое может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, человек лишается возможности иметь длительные свидания со своей семьёй, как, например, могут заключённые исправительных колоний, и во многих случаях не имеет даже возможности провести краткосрочную встречу с близкими из-за нежелания следователя разрешать такие свидания. Закон наделяет полномочные органы почти безграничной дискрецией при вынесении соответствующего решения, и зачастую они ею пользуются, чтобы обеспечить полную изоляцию своего «клиента».
Довольно наглядно эта проблема демонстрируется в знаменитом деле школьников, взорвавших здание ФСБ в компьютерной игре «Майнкрафт». Маме 14-летнего школьника, которого держат в СИЗО по уголовному делу об участии в террористическом сообществе и прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности уже более 8 месяцев, следователь регулярно отказывает в разрешении навестить своего сына, который пишет ей письма о том, как он по ней скучает. Это не уникальный случай, и для нас является очевидным, что эта система должна измениться.
И это не только наше мнение, но и мнение Европейского Суда по правам человека. За последние 15 лет ему неоднократно приходилось рассматривать дела, связанные с предоставлением свиданий в СИЗО, и ЕСПЧ выработал довольно однозначное мнение по этому вопросу – нынешняя система не позволяет гарантировать право заключённых на частную и семейную жизнь, потому что, основываясь на ошибочном понимании «заключения», накладывает автоматические ограничения, не зависящие от причин помещения тех или иных лиц под стражу до суда, стадии уголовного производства или каких-либо соображений безопасности. Сравнивая положения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительного кодекса, Суд пришёл к выводу об отсутствии объективных оснований для разницы в обращении с разными категориями заключённых, как в отношении продолжительности краткосрочных свиданий, так и в отношении разрешения длительных свиданий.
Вместе с тем, сама статья 18 Федерального закона о заключении под стражу не отвечает требованию «качества закона», поскольку наделяет орган, ведущий уголовное дело, неограниченными дискреционными полномочиями разрешать или отказывать в свиданиях. Закон никак не ограничивает объем дискреционных полномочий и способ их осуществления и тем самым лишает задержанного минимальной степени защиты от произвола или злоупотреблений.
Таким образом можно утверждать, что Европейский Суд выработал довольно определённую и однозначную позицию по вопросу доступа свиданий для лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Доступ к коротким и длительным свиданиям у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, должен быть обеспечен, а дискреция следователя в вопросе согласования данных свиданий должна быть значительным образом ограничена, и ограничена лишь случаями крайней необходимости.
Надеемся, что Министерство не оставит наши тезисы без внимания и разработает соответствующие изменения в действующий закон, которые не только гарантируют права заключённых, но и избавят российское правительство от необходимости выплачивать многотысячные компенсации по проигранным делам в Европейском суде».
Напомним, что 28 декабря 2020 года Конституционный Суд Российской Федерации издал Постановление № 50-П/2020 по делу Е.В. Парамонова, который жаловался на неконституционность статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также статьей 17 и 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Конституционный Суд признал статью 77.1 УИК РФ и статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в их взаимосвязи, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой лица, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме и оставленные в следственном изоляторе либо переведенные в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений для участия в следственных действиях в качестве подозреваемого, обвиняемого или участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого, лишаются права на длительные свидания без установленных законом оснований, подлежащих судебному контролю, и при этом без учета продолжительности нахождения в следственном изоляторе в порядке статьи 77.1 данного Кодекса. В этой связи Федеральному законодателю было предписано внести в действующее законодательство необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Министерство юстиции в соответствующий срок разработало поправки в федеральное законодательство, которые бы позволили, по его мнению, исполнить решение Конституционного суда и исправить выявленный дефект законодательства. Однако правозащитники посчитали, что предложенные поправки недостаточны, потому что не позволяют в полной мере исполнить как решение Конституционного Суда, так и разрешить сам корень настоящий проблемы, лежащий в дифференциации правового положения и условий содержания заключённых в зависимости от места содержания.
С полным текстом заключения можно ознакомиться здесь.
Поддержать МХГ
На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.
45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.
Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.
Архив
- апреля 2023 (13)
- марта 2023 (14)
- февраля 2023 (10)
- января 2023 (10)
- декабря 2022 (12)
- ноября 2022 (16)
- октября 2022 (19)
- сентября 2022 (25)
- августа 2022 (17)
- июля 2022 (12)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- следующая ›
- последняя »
Статьи, мнения и комментарии
Леонид Никитинский
Каринна Москаленко
Лев Шлосберг
Владимир Кара-Мурза *
Мария Эйсмонт
Леонид Никитинский
Галина Арапова *
Татьяна Котляр
Илья Шаблинский
Александр Верховский
Борис Альтшулер
Мария Эйсмонт
Дмитрий Иванов
Вячеслав Бахмин
Илья Шаблинский