Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

МХГ призывает прокуратуру отозвать иск о ликвидации "Мемориала"*

 

Московская Хельсинкская группа направила открытое обращение Генпрокурору РФ с просьбой отозвать иск о ликвидации общества «Мемориал»* как необоснованный, непропорциональный и несовместимый со свободой ассоциаций. Также МХГ просит дать указание прокурору Москвы отозвать аналогичный иск в отношении Правозащитного центра «Мемориал»* по тем же основаниям.

Кроме того правозащитники призывают Генпрокуратуру просить Президента РФ выступить с законодательной инициативой, которая позволит исключить признание иностранными агентами НКО и физлиц (и тем самым их последующее преследование, как сегодня происходит с «Мемориалом») на основании тех или иных публично заявленных критических позиций.

МХГ также призывает прокуратуру обратиться с просьбой к Президенту РФ выступить с законодательными и организационными инициативами, кардинально повышающими полномочия и возможности органов прокуратуры в расследовании и привлечении к ответственности должностных лиц правоохранительных органов и УИС, допускающих беззаконие, включая такие вопиющие его проявления, как пытки обвиняемых либо осужденных.

 

МХГ: Открытое обращение к Генпрокурору РФ

 

15.11.2021

Генеральному прокурору Российской Федерации

КРАСНОВУ И.В.

 

Уважаемый Игорь Викторович,

 

8 ноября с.г. Вы обратились в Верховный Суд Российской Федерации с иском о ликвидации Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и его структурных подразделений. Одновременно прокурор г. Москвы предъявил иск о ликвидации Правозащитного центра «Мемориал».

Защита прав и свобод человека является основной задачей как названных общественных организаций, так и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. И самый факт, что вместо сотрудничества с единомышленниками Генеральная прокуратура РФ старается их ликвидировать, является симптомом тяжелейшего заболевания государственного организма Российской Федерации. Особенно тревожно выглядит эта Ваша инициатива на фоне бездействия Генеральной прокуратуры РФ в отношении массовых нарушений прав и свобод человека правоохранителями и в системе ФСИН, включая и такое вопиющее беззаконие, как пытки при предварительном следствии и в местах лишения свободы.

Ваш иск от 8 ноября с.г. основан на Федеральном законодательстве об НКО – иностранных агентах. Но само это законодательство является покушением на основы государственного строя Российской Федерации, поскольку искусственно смешало два лингвистически и по существу разных понятия: «деятельность» (политическая) и «высказывание» (в том числе и по жизненно важным политическим вопросам). Результатом такого смешения «деятельности» и «высказывания» стало фактическое установление в нашей стране политической цензуры, в том числе подавление критики тех преступных явлений, которые несут реальную угрозу будущему России.

С самого своего появления законодательство об иностранных агентах стало объектом широкой критики как международных правозащитных институций, так и национальных. С требованиями и рекомендациями об отмене или изменении законодательства об иностранных агентах в разное время выступали Верховный комиссар по правам человека ООН[1], Специальные докладчики ООН по свободе собраний и ассоциаций, положению правозащитников и свободе выражения мнений[2], Комитет против пыток ООН[3], Комитет по правам ребёнка[4], Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН[5], Комиссар по правам человека Совета Европы[6], Парламентская ассамблея Совета Европы[7], Конференция МНПО Совета Европы[8], Парламентская ассамблея ОБСЕ[9], БДИПЧ ОБСЕ[10], Венецианская комиссия[11], Консультативный комитет рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств[12], Международная комиссия юристов[13].

Со схожими требованиями и рекомендациями выступали Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека[14], Общественная палата Российской Федерации[15], Комитет гражданских инициатив[16], Оргкомитет Общероссийского гражданского форума[17], правозащитная организация «АГОРА»[18], Ресурсный правозащитный центр[19], Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р»*[20], «Юристы за гражданское общество»[21] и другие уважаемые общественные организации и эксперты. Петицию за отмену законодательства об иностранных агентах, запущенную в сентябре, подписали уже более 230 тысяч человек, а также несколько сотен российских некоммерческих организаций, гражданских объединений и журналистских коллективов[22].

Сейчас же широчайший спектр представителей гражданского общества в России и за рубежом выступили в защиту «Мемориала» и против его ликвидации.

Любые ограничения свободы ассоциации должны быть предусмотрены законом, и быть необходимыми и соразмерными для достижения законной цели. Данный фундаментальный принцип является общепризнанным, и он находит своё отражение как в Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах, так и в Руководящих принципах свободы объединений ОБСЕ[23]. По смыслу данного принципа «запрет и роспуск объединений должны всегда использоваться только в качестве самой крайней меры».

Венецианская комиссия в своём недавнем заключении на последние поправки в законодательство об иностранных агентах также указала на чрезвычайность характера данной меры, а также её чрезмерность в контексте законов об иностранных агентах: «роспуск НКО является крайней мерой, которая должна основываться на обоснованной причине, и в соответствии с международным прецедентным правом ясно установлено, что к ней можно прибегать только в исключительных ситуациях, например, когда речь идёт о нарушении фундаментальных демократических принципов … В связи с этим наказание в виде ликвидации за простое несоблюдение запрета Министерства юстиции на определённые виды деятельности несовместимо со свободой ассоциаций и должно быть оставлено для крайних случаев серьёзных нарушений, угрожающих демократии»[24].

Схожие соображения изложены в резолюции Совета по правам человека ООН A/HRC/22/L.13 «о защите правозащитников», направленной против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования.

Степень общественной реакции на ликвидацию «Мемориала», спорность законодательства об иностранных агентах и очевидная необоснованность данного иска в части «серьёзных нарушений, угрожающих демократии» однозначно говорят о том, что данная мера не может считаться обоснованной и пропорциональной. Особенно учитывая, что «Мемориал» и без того добросовестно выплачивает гигантские административные штрафы и терпит серьёзный материальный ущерб от дефектного и неоправданного законодательства об иностранных агентах.

Как верно отмечала Специальная докладчица ООН по делам правозащитников, «правозащитники должны иметь возможность участвовать в государственных делах, поднимая вопросы общественного интереса в критической форме, независимо от того, откуда они получают финансирование … Этот вид деятельности не должен расцениваться как политическая деятельность, а должен восприниматься как необходимый элемент открытого и демократического общества»[25].

Стоит также отметить, что в настоящий момент в Европейском суде по правам человека рассматривается дело 13 российских НКО («Экозащита* и другие против России» (Ecodefense and others v Russia) (No. 9988/13), в ходе которого законодательство об иностранных агентах будет проверяться на соответствие требованиям Европейской Конвенции. Учитывая, что дело было зарегистрировано в 2012 году, мы ожидаем его рассмотрения по существу в ближайшее время.

 

В связи с вышеизложенным просим Вас:

 

1. Отозвать Ваш иск от 8 ноября с.г. о ликвидации общества «Мемориал» как необоснованный, непропорциональный и несовместимый со свободой ассоциаций; просим дать указание прокурору г. Москвы отозвать аналогичный иск в отношении Правозащитного центра «Мемориал» по тем же основаниям.

Предъявленный Вами иск является несвоевременным также в связи с названным выше рассмотрением жалобы в ЕСПЧ на законодательство РФ об иностранных агентах, что является «новым обстоятельством», влекущим, согласно пункту 4 части 4 статьи 392 ГПК РФ, возможность отмены судебного решения по гражданскому делу.

Необходимо также указать на особую роль «Мемориала» в сохранении исторической памяти нашей страны, что как социальная ценность несравненно выше, чем формальные причины, положенные в основу Вашего иска о ликвидации «Мемориала». Чтобы осознать эту особую роль «Мемориала», достаточно вспомнить слова Президента России В.В. Путина, сказанные при открытии Стены Скорби 30 октября 2017 г.: «Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок. Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа».

2. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой выступить с законодательной инициативой, которая позволит исключить признание иностранными агентами НКО и физических лиц (и тем самым их последующее преследование, как сегодня происходит с обществом «Мемориал» и Правозащитным центром «Мемориал») на основании тех или иных публично заявленных критических позиций. 21 октября с.г. на дискуссионном клубе «Валдай», отвечая на вопрос главного редактора «Новой газеты» и лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова, Президент Российской Федерации В.В. Путин однозначно высказался в поддержку пересмотра положений законодательства об иностранных агентах. Цитируем: «Я вам обещаю, мы посмотрим еще раз вот эти размытые критерии. Я постоянно даю такие поручения в Администрацию Президента, депутатам Госдумы, чтобы совершенствовали этот инструмент и ни в коем случае не злоупотребляли им».

3. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой выступить с законодательными и организационными инициативами, кардинально повышающими полномочия и возможности органов прокуратуры в деле расследования и привлечения к ответственности должностных лиц правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы, допускающих беззаконие, включая такие вопиющие его проявления, как пытки обвиняемых либо осужденных.

 

Московская Хельсинкская группа

 

* организация внесена Минюстом РФ в реестр НКО-иностранных агентов.

 


 

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.