Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Как мы требовали гласного суда над Семёном Симоновым

Семён Симонов

Сегодня, 12 июля, мировой судья Центрального района города Сочи Григорий Мельников приговорил правозащитника Семёна Симонова к 250 часам обязательных работ. Приговор будет обжалован.

Про удивительные повороты этого дела много писалось, МХГ публиковала отдельные карточки, международные инстанции выступали в поддержку Семёна, «Мемориал»* признал преследование правозащитника политическим. Про это вы наверняка слышали.

Московская Хельсинкская группа с самого начала пыталась добиться открытости и гласности процесса. И сейчас, когда процесс подошёл к концу, нам важно рассказать и про эту составляющую дела.

 

Адвокат Александр Попков и Семён Симонов

Почему процесс особенно важен и должен быть открыт

 

История давления на Семёна Симонова и его организацию «Южный правозащитный центр» началась в 2007 году, когда у него был проведен первый обыск в рамках начавшейся работы с независимыми представителями гражданского общества в новоизбранной олимпийской столице. За 13 лет практически каждое новое преследование совпадало с активизацией его правозащитной деятельности, выпусками докладов, сбором данных по нарушениям прав человека.

Нынешний процесс имеет особенную важность для всего правозащитного сообщества. Фактически Семён преследуется за неуплату штрафа, вынесенного за нарушение закона об «иностранных агентах». То есть преследование правозащитника прямо связано с законодательством об иностранных агентах.

Важно и то, что данный штраф был наложен не на Семёна, а на его организацию. Вопрос о том, как физическое лицо может нести в данной ситуации ответственность за штраф, наложенный на юридическое лицо, остаётся непрояснённым.

 

Для нас особенным моментом является и одно из оснований признания «ЮПЦ» иноагентом. Политическую деятельность минюст увидел не просто в гражданском контроле, а в организованной совместно с МВД общероссийской акции «Гражданин и полиция».

Защита сообщает также о других нарушениях, допущенных в ходе следствия, указывает на политическую подоплёку дела.

Кроме того в очередной раз мы видим активизацию ФСБ в деле преследования правозащитника. Они своё участие не скрывают: из документов следует, что действия приставов, налоговой и полиции координируют сотрудники УФСБ по Краснодарскому краю, которые согласовывают свои действия с заместителем начальника управления.

 

 

Кто такой Семён Симонов и чем он не нравится краснодарским властям

 

Семён, возможно, последний правозащитник в Сочи и один из немногих во всём Краснодарском крае. Свою общественную деятельность он ведёт в Сочи уже около 25 лет. Свою работу продолжает, несмотря на регулярное давление властей. Основные направления работы Семёна: права национальных меньшинств, просвещение в сфере прав человека и гражданских прав, поддержка гражданских инициатив и некоммерческих организаций, гражданский контроль за полицией, прокуратурой, судами.

Правозащитник участвовал в подготовке докладов и расследований по чувствительным для властей темам – в частности, положение рабочих-мигрантов, национальных меньшинств, нарушения прав человека во время Олимпийских игр и т.д. Факт, важный лично для нас – Семён Симонов наш близкий коллега, эксперт МХГ.

За свою деятельность Семён регулярно подвергался задержаниям, слежке со стороны силовых органов. ФСБ внесла Симонова в список «лиц на особом контроле». По этому факту, а также по факту задержаний жалобы направлены в Европейский суд по правам человека.

Активное противодействие правозащитной и иной неприятной властям общественной деятельности началось в крае ещё в конце нулевых. В результате давления десятки человек уехали из региона, кто-то вовсе покинул страну. Можно вспомнить преследование экологов, громкое уголовное дело Анастасии Денисовой, приведшее даже к вмешательству американского офиса Майкрософт. Также известно дело Евгения Витишко, который вовсе был лишён свободы.

Сейчас власти предпринимают всё больше усилий, чтобы окончательно зачистить это поле.

 

 

Начало судебного процесса. Требования обеспечения гласности суда

 

МХГ и многие другие российские и международные организации с самого начала следили за уголовным делом в отношении Семёна. Первые активные действия в защиту Симонова начались после передачи дела в суд.

Правозащитники и активисты направляли обращения с просьбой обеспечить гласность суда. Чего же именно мы просили у суда? Обеспечить видеотрансляцию заседания, ведь в условиях коронавирусных ограничений суды часто никого не пускают в суд, да и само присутствие публики не безопасно. В случае, если суд не способен организовать трансляцию, мы просили разрешить её вести участникам процесса. Подобные прецеденты с организованными судом трансляциями или с трансляциями силами участников процесса были во многих регионах и позволяли обеспечить гласность в условиях коронавируса. Но несмотря на 10 обращений, этого сделано не было.

Мы также просили пояснить ограничения, связанные с COVD-19. Согласно документам, допуск публики был не прекращён, а ограничен. Но пояснить хоть что-то по этому поводу суд также отказался.

 

В зал судебных заседаний не пускают публику, в том числе сотрудника МХГ Николая Кретова. Сочи, 24.02.2021.

Присутствие наблюдателя в Сочи

 

Не добившись трансляции процесса и не получив разъяснения по введённым ограничениям на допуск в суд, МХГ уведомила суд о направлении наблюдателя на первое заседание.

Ответа до начала заседания мы не получили. Уже при входе в суд выяснилось, что наше письмо даже не было получено из-за сбоя в работе системы документооборота. Попытки разрешить этот казус на месте не увенчались успехом, и в допуске наблюдателя было отказано.

Но отчёт о наблюдении всё равно был подготовлен. Его основные выводы:

  • Суд использует пандемию COVID-19 как предлог для фактического закрытия процесса.
  • Есть обоснованные сомнения в беспристрастности суда и несоблюдение принципа равенства сторон.

 

Обращение к Татьяне Москальковой и попытка снова попасть на заседание суда

 

Зафиксировав нарушения, мы обратились к Уполномоченной по правам человека в РФ Татьяне Москальковой с просьбой взять процесс на контроль, содействовать доступу наблюдателей и/или организации трансляции.

Итогом обращения стало присутствие на одном из заседаний представителя аппарата УПЧ по Краснодарскому краю. Правда, со стороной защиты он не общался вовсе, а после суда ушёл куда-то вместе с прокурором…

Присутствие представителя от УПЧ нас воодушевило, и мы решили тоже попасть на заседание. Позиция наша была прекрасна! Дескать, понимаем, что из-за огромной нагрузки на УПЧ его сотрудники не могут ездить на каждое заседание. Поэтому мы могли обеспечить присутствие судебного эксперта. Всего один человек, но зато он смог бы и обоим уполномоченным сообщать о ходе процесса, и публику информировать. И баланс в условиях ковидных ограничений будет найден (тем более эксперт наш вакцинирован). В самом деле, ведь не будет же российский суд избирательно толковать нормы и допускать только представителей власти.

Такого активного общения с разными инстанциями у нас давно не было: УПЧ по Краснодарскому краю, судебный департамент по обеспечению деятельности мировых судей, краевой суд и, собственно, сам мировой судья Мельников. Но нет, снова отказ. Мы знаем, что как минимум два человека пытались нам помочь с доступом. Много раз мы слышали намёки на высокий и не публичный уровень решения вопроса о допуске хотя бы представителя УПЧ. Там даже были культовые фразы «ну вы же понимаете» и «я не могу вам это прямо сказать по телефону».

В телефонном разговоре обещали снова прислать представителя от УПЧ на прения 8 июля. Никто не приехал.

Кажется, включать в позицию предположение о равном отношении суда было ошибкой?

 

Что дальше

 

Очевидно, что допущенные нарушения в любом случае могут послужить основанием для жалобы в ЕСПЧ. Было важно их зафиксировать. МХГ продолжит следить за открытостью и гласностью процесса в апелляционной инстанции.

 

Автор: Николай Кретов, координатор общественных кампаний МХГ

 

* организация внесена Минюстом РФ в реестр НКО-иностранных агентов.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.