НОВЫЙ САЙТ МХГ

ПУБЛИКАЦИИ

Доклады

Соответствие законодательства и правоприменительной практики Российской Федерации Европейским пенитенциарным правилам

Европейские пенитенциарные правила (ЕПП) 2006 года внесли существенные, новаторские изменения в международные стандарты. В положениях ЕПП названы приоритеты и дано современное представление о пенитенциарной политике на основе глубокого осмысления разнообразного тюремного опыта стран Европы, включая страны постсоветского пространства.

Для Российской Федерации ЕПП имеют особое значение. Прежде всего потому, что при всех позитивных изменениях уголовно-исполнительная система (УИС) России пока не стала структурой, опирающейся на ценности прав человека и гуманистическую мораль.

Следует признать, что реформирование УИС России невозможно без преодоления глубоко укоренившихся со времен ГУЛАГа карательных традиций. А для этого требуются значительные усилия и время, так институты имеют тенденцию сохраняться, тем более такие консервативные, как силовые ведомства.

Не способствует проведению реформы также чрезмерная численность заключенных, особенно в условиях недостаточного финансирования. На 1 августа 2009 г. в местах лишения свободы находились 884 523 человека. Несмотря на принятые несколько лет назад поправки в законодательство, позволившие тогда снизить численность заключенных, за последние три года в условиях отсутствия судебной реформы этот показатель вновь вырос на 22%.

За последние десять лет на УИС России заметно возросло влияние международных обязательств. Все более существенно воздействуют на практику решения Европейского суда по правам человека по фактам нарушения прав заключенных в России. Из решений Европейского суда следует, что главной проблемой российской пенитенциарной системы являются неприемлемые условия содержания в изоляторах. Надо сказать, что именно эта тема была предметом наиболее острых дискуссий при рассмотрении заявки России на вступление в Совет Европы. В Заключении № 193 (1996) Парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 г. (п. 7.IX) указывалось, что Россия в соответствии с Рекомендацией А(87)3 о единых европейских пенитенциарных правилах обязуется улучшить «условия содержания заключенных, в частности безотлагательно будут улучшены, по сути, нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах» (СИЗО). Таким образом, можно сделать печальный вывод о том, что за все это время Россия так и не выполнила собственных обязательств перед Советом Европы.

7 июня 2006 г. Правительство РФ издало распоряжение (№ 839-р), которым была утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)». Концепция носила прогрессивный характер и отражала признание международных обязательств и в качестве приоритетного направления деятельности устанавливала обеспечение заключенным надлежащих условий содержания: «Следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.

Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний. […] невыполнение Российской Федерацией международных обязательств приведет к росту количества жалоб на нарушение прав подследственных и осужденных, негативной реакции со стороны российских и международных общественных и правозащитных организаций».

Признавалось, что в «109 следственных изоляторах и 575 исправительных учреждениях» условия содержания заключенных не отвечают надлежащим требованиям. Для приведения условий содержания к надлежащим предусматривалось масштабное выделение средств в течение десяти лет на проектирование, реконструкцию и строительство 575 объектов исправительных учреждений (в т. ч. строительство 26 СИЗО).

В течение последних двух лет эта программа успешно развивалась. В 2009 году начались проблемы с ее финансированием.

Следует отметить, что федеральная программа, основанная на международных обязательствах, практически не имеет аналогов в России, а ее исполнение может, наконец, решить проблему бесчеловечных условий содержания в учреждениях УИС России.

Вместе с тем программа практически не содержит иных качественных задач по изменению ситуации в местах лишения свободы сообразно Европейским пенитенциарным правилам. Более того, с выхода в свет ЕПП по инициативе и с участием ФСИН России практически не проводилось широкого обсуждения новаций и принципов ЕПП.

Предлагаемый вашему вниманию доклад дает представление о соответствии положений национального законодательства нормам ЕПП. Особый акцент сделан на правоприменительной практике, поскольку последняя нередко противоречит ЕПП и зачастую становится источником нарушения прав заключенных.

Скачать текст доклада «Соответствие законодательства и правоприменительной практики Российской Федерации Европейским пенитенциарным правилам» (PDF)

Назад к странице Доклады

К разделу "Публикации"

Наша кнопка    Rambler's Top100 Яндекс цитирования