НОВЫЙ САЙТ МХГ

ПУБЛИКАЦИИ

Статьи

Н. Кравчук. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации

Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы

Опубликовано в сборнике Защита прав ребенка в современной России.- Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права. Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил свое развитие в Конвенции о правах ребенка ООН. Конвенция стала первым широко признанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. Она ратифицирована практически всеми странами мира (кроме США и Сомали). Конвенция по правам ребенка является уникальным источником международного права еще и потому, что впервые весь спектр прав – гражданских, политических, социальных и экономических был закреплен в одном документе.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. Для оценки результатов, достигнутых государствами в выполнении обязательств, принятых на себя при ратификации Конвенции был создан Комитет по правам ребенка ООН. Комитет представляет собой международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области прав детей.

Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет.

В 1992 г. Россия представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад, в ответ на который 28 января 1993г. Комитет принял "Заключительные замечания", в которых, в частности:

- рекомендовал "государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних";

- выразил озабоченность "практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения", и рекомендовал "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях";

- выразил озабоченность "случаями грубого и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и вне ее", и предложил "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними".

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999г. в "Заключительных замечаниях" Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 года.

Комитет по правам ребенка ООН - не единственный международный орган, участвующий в защите семейных прав ребенка. Большинство международных контрольных органов и процедур по правам человека действует в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО). В зависимости от юридической природы они подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека.

Из внедоговорных органов ООН наибольшее отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС).

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека, в том числе она организует исследования, делает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию и Конвенцию о правах ребенка. Кроме этого Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы, например ЮНИСЕФ, назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности, Специальный докладчик по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности имеет большое значение в отношении защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

По вопросам, входящим в его компетенцию, ЭКОСОС может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по вопросам прав человека.

Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; Комитета по правам ребенка, о котором мы уже говорили.

Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах: 1) изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека; 2) рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.

К примеру, Пакт о гражданских и политических правах, на основе которого функционирует Комитет по правам человека содержит статьи, закрепляющие права ребенка, в том числе его право на семью. Комитет предлагает государствам в своих докладах информировать его о мерах, принятых ими для защиты детей.

Помимо изучения государственных докладов Комитет рассматривает жалобы частных лиц на нарушения их прав, закрепленных в Пакте. Лица любого возраста могут подавать жалобы в Комитет, если они находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта, которое признало компетенцию Комитета рассматривать такие жалобы. Основным недостатком решений Комитета по правам человека по частным жалобам является их рекомендательный, то есть не обязательный характер для государства, в отношении которого вынесены. Так, решения о нарушении Россией прав своих граждан так и не были приняты ею во внимание.

Наиболее эффективным с этой точки зрения является Европейский суд по правам человека. В функции Суда входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Конвенцией (поданных государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией).

Решения Европейского суда являются обязательными для государства, в отношении которого было вынесено решение. В дополнение к установлению факта нарушения Конвенции, Суд также может присудить заявителю соответствующую денежную компенсацию и возмещение расходов.

В Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод статей, напрямую затрагивающих права детей, не так много. Тем не менее, к ребенку, как и к любому другому субъекту права, могут быть применены все положения данной Конвенции. И сама она, и прецеденты Суда прямо говорят о том, что заявителем может выступить несовершеннолетний.

Наиболее часто при защите прав детей применяются следующие статьи Конвенции:
  • Ст. 3. Свобода от пыток и бесчеловечного унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями, или по решению суда);
  • Ст. 6. Право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);
  • Ст. 8. Право на уважение семейной жизни (в рамках которого суд трактует понятие семьи; статус незаконнорожденных детей; определяет концепцию действий в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.); передачу государству права на опеку над ребенком; случаи разлучения родителей и детей по причине депортации родителей);
  • Ст. 2 Протокола 1. Право на образование (например, образование в частных школах; уважение к философским убеждениям родителей).

    На основании названных статей Конвенции Европейским судом были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве и в частности, касающиеся их положения в семье.

    В последнее время среди специалистов все чаще отмечается возрастающее влияние деятельности Европейского суда на российское право. Действительно, появляется все больше случаев, в которых решения Европейского суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений как по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе, в области защиты прав ребенка.

    Следует отметить, что выплата Судом денежной компенсации заявителю является зачастую самым видимым, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Констатация нарушения Конвенции предполагает обязательство государства-ответчика принять меры для того, чтобы «положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения. Таким образом, на практике речь может идти о совершенно конкретных мерах индивидуального характера в отношении ребенка, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации. Более того, помимо выплаты компенсации и принятия мер индивидуального характера, решение Суда влечет за собой обязательство принятия «действенных мер для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в данном решении».

    При том, что Европейский суд по правам человека является в настоящее время самым эффективным механизмом разрешения индивидуальных жалоб, система органов ООН также может быть широко использована для защиты прав ребенка путем представления альтернативных докладов о положении с правами ребенка в России в различные Комитеты ООН и последующего их представления экспертам этих Комитетов.
  • Назад к странице Статьи

    К разделу "Публикации"

    Наша кнопка    Rambler's Top100 Яндекс цитирования