НОВЫЙ САЙТ МХГ

ПУБЛИКАЦИИ

Статьи

Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка

Кравчук Н.В.
Кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы



Опубликовано в журнале «Защити меня», 2004, №1.

В последнее время стала весьма популярной идея защиты прав, в том числе прав ребенка, путем обращения в международные органы. Однако, практические возможности защиты прав конкретного ребенка на международном уровне ограничены.

Рассмотрим с этой точки зрения систему органов Организации Объединенных Наций.

Основным документом, закрепляющем права ребенка на международном уровне, является Конвенция о правах ребенка ООН. В ней нашел свое отражение принцип самостоятельности детей как субъектов права и необходимости их специальной охраны и заботы, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция стала первым действительно универсальным международным документом. Она ратифицирована практически всеми странами мира. Исключение составляют кроме США и Сомали. Сомали не в состоянии подписать и ратифицировать Конвенцию, так как у этого государства отсутствует правительство, признанное международным сообществом. Что же касается США, то хотя Конвенция была ими подписана уже достаточно давно, процесс ратификации застопорился в связи с существованием в законодательстве США ряда положений, противоречащих Конвенции. Менять же внутреннее законодательство США еще не готовы.

Конвенция о правах ребенка является уникальным источником международного права еще и потому, что впервые весь спектр прав – гражданских, политических, социальных и экономических был закреплен в одном документе.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. Это положение принципиально важно для понимания сути обязательств России. Оно означает, что государство обязано предпринять все возможные меры для гарантирования, реализации и защиты прав детей, в особенности тех, у кого нет родителей, или тех, чьи родители не в состоянии защитить их права. Раз в несколько лет государства докладывают международному сообществу о том, как у них обстоят дела с правами детей.
Для оценки представляемых докладов был создан Комитет по правам ребенка ООН. В Комитет входят эксперты из разных стран с опытом работы в области прав детей.

Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет.

В 1992 г. Россия представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад, в ответ на который 28 января 1993г. Комитет принял "Заключительные замечания", в которых, в частности:

- Рекомендовал "государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних";

- Выразил озабоченность "практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения", и рекомендовал "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях";

- Выразил озабоченность "случаями грубого и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и вне ее", и предложил "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними"

- Рекомендовал "оказывать поддержку неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка".

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999г. в "Заключительных замечаниях" Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 года. Но Комитет по правам ребенка его еще не рассматривал.

Если исходить из официальных отчетов России перед Комитетом и «положительной части» Заключительных замечаний Комитета, эти замечания все-таки принимаются российским государством к сведению. Однако они оказывают мало влияния на права отдельных граждан. Механизм, который позволил бы отдельным лицам обращаться в него за защитой прав ребенка, в рамках Комитета по правам ребенка отсутствует.

Подавляющее большинство других органов ООН, имеющих прямое или косвенное отношение к правам ребенка, также выносят различные рекомендации в области государственной политики, которые только воплотившись в национальный закон (что случается далеко не всегда и не сразу), могут повлиять на права детей.

С заявлением о нарушении конкретного ребенка можно в Комитет по правам человека ООН. Помимо рассмотрения докладов государств, этот Комитет рассматривает частные жалобы на нарушения положений Международного Пакта о гражданских и политических правах. Пакт, помимо прочего, содержит статьи, закрепляющие права ребенка, в том числе его право на семью. На нарушение этих прав и можно жаловаться в Комитет. Недостатком решений, выносимых Комитетом по частным жалобам, является их рекомендательный, то есть не обязательный характер для государства, в отношении которого вынесены. К настоящему моменту в отношении России были приняты уже два решения, и оба решения Россия отказывается выполнять

Наиболее эффективным с этой точки зрения является Европейский суд по правам человека. В функции Суда входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Жалобы могут быть поданы государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

В отличии от решений Комитета по правам человека ООН, решения Европейского суда являются обязательными для государства, в отношении которого было вынесено решение. В дополнение к установлению факта нарушения Конвенции, Суд также может присудить заявителю денежную компенсацию и возмещение расходов. Хотя Российская Федерация ратифицировала Конвенцию сравнительно недавно, Суд вынес уже два решения о нарушении ею прав человека . Оба решения были исполнены.

Статей, напрямую затрагивающих права детей, в Европейской Конвенции не так много. Тем не менее, к ребенку, как и к любому другому субъекту права, могут быть применены все положения данной Конвенции. И сама она, и прецеденты Суда прямо говорят о том, что заявителем может выступить несовершеннолетний.

Наиболее часто при защите прав детей применяются следующие статьи Конвенции:

• Ст. 3. Свобода от пыток и бесчеловечного унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями, или по решению суда);

• Ст. 6. Право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);

• Ст. 8. Право на уважение семейной жизни (в рамках которого суд трактует понятие семьи; статус незаконнорожденных детей; определяет концепцию действий в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.); передачу государству права на опеку над ребенком; случаи разлучения родителей и детей по причине депортации родителей);

• Ст. 2 Протокола 1. Право на образование (например, образование в частных школах; уважение к философским убеждениям родителей);

В последнее время среди специалистов все чаще отмечается возрастающее влияние деятельности Европейского суда на российское право. Действительно, появляется все больше случаев, в которых решения Европейского суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений как по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе, в области защиты прав ребенка.

Следует отметить, что выплата Судом денежной компенсации заявителю является зачастую самым видимым, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Решение Суда влечет за собой обязательство принятия «действенных мер для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в данном решении».

Вот несколько примеров изменения в законодательстве государств, в отношении которых были приняты решения Европейского суда:


Дело Tyrer v. the United Kingdom (решение от 25 апреля 1978)

- Отмена телесного наказания на о. Мэн.

Дело Marckx v. Belgium (решение отf 13 июня 1979)

- Внесение изменений, связанных с не-дискриминацией внебрачных детей в законодательство об усыновлении

Дело Johnston and Others v. Ireland (решение от 18 декабря 1986)

- Внесение в законодательство изменений, направленных на уравнение в правах детей рожденных в браке и вне брака.

Дело Bouamar v. Belgium (решение от 29 февраля 1988)

- Установление дополнительных процессуальных гарантий защиты для детей в уголовном судопроизводстве. Учреждение специальных помещений для содержания несовершеннолетних под стражей.

Из сделанного нами обзора международных механизмов защиты прав ребенка, очевидно, что наиболее эффективным из них является Европейский суд по правам человека. Однако, принимая решение об обращении в Суд, следует помнить, что с момента обращения и до вынесения Судом решения пройдет несколько лет. Кроме того, составить жалобу с учетом всех тонкостей международного права весьма сложно и лучше всего будет обратиться к юристу, специализирующемуся именно в этой области.

Назад к странице Статьи

К разделу "Публикации"

Наша кнопка    Rambler's Top100 Яндекс цитирования