Поддержать деятельность МХГ                                                                                  
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

МХГ: Законопроект Минстроя лишь создает видимость восстановления прав жертв политрепрессий

 

Московской Хельсинкской Группе стало известно о новой законодательной инициативе Минстроя РФ, целью которой заявлено восстановление прав жертв политических репрессий и их родственников на возвращение для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до репрессий. Инициированный Минстроем проект изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» разработан во исполнение Постановления Конституционного суда РФ 10.12.2019 № 39-П.

Декларируется, что законопроект направлен на устранение последствий произвола в отношении жертв репрессий, в частности – вынужденного переселения их самих или их родителей, но по сути он не отвечает заявленной цели. Отменяя некоторые цензы для реабилитированных, законопроект, тем не менее, оставляет нечеткие формулировки, и соответственно коррупционную составляющую, не создает финансовых гарантий для обеспечения жильем жертв политических репрессий, ставит их в общую очередь и тем самым открывает новые возможности для снятия с государства ответственности за возмещение вреда этой категории граждан.

Инициатива Минстроя не предлагает прозрачного и работающего механизма восстановления нарушенных прав, как того требует Конституционный суд, а лишь создает видимость решения этого вопроса.

Постановление Конституционного суда от 10.12.2019 № 39-П стало важным шагом по устранению данной несправедливости, предписав «незамедлительно» внести изменения в Закон о реабилитации и во все региональные законы.

Пользуясь достижениями и заявляя о преемственности с Советским союзом, современное российское государство должно нести обязательства перед жертвами признанных преступлений этого режима. История политических репрессий, так же как и история победы в Великой Отечественной войне – история одной страны, и прямая обязанность властей – создать работающий и эффективный механизм восстановления прав репрессированных.

Внесение на рассмотрение Государственной думой Российской Федерации, а тем более принятие законопроекта в таком виде, станет отказом от декларированных государством обязательств в сфере обеспечения прав реабилитированных граждан и проявлением преступного безразличия по отношению к тем, кому государственная власть сломала жизнь, а затем находила разные предлоги для отказа в возмещении причиненного вреда.

Призываем:

Минстрой РФ – отозвать разработанный им законопроект, при его доработке тщательно учесть позиции КС, привлекая в т. ч. и юристов, представлявших по этому делу жертв репрессий в КС, членов Совета при Президенте РФ по правам человека.

Лидеров фракций и депутатов Государственной думы – предложить альтернативные проекты изменений в соответствующую статью закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

Совет Московской Хельсинкской Группы

6 мая 2020 года

 

Московская Хельсинкская Группа продолжает работать, несмотря на отсутствие финансирования. Если для вас важна наша деятельность – подпишитесь на ежемесячные платежи в любой комфортной для вас сумме: https://donate.mhg.ru/

Лев Пономарев

Борис Вишневский

Илья Шаблинский

МХГ в социальных сетях

  •  
Свободу Илье Азару и всем задержанным за одиночные пикеты
Остановите принятие законопроекта расширения прав Полиции
ФСИН, предоставьте информацию об эпидемической ситуации в пенитенциарных учреждениях!
Освободите Юрия Дмитриева из-под стражи!
Призываем к максимально широкой амнистии из-за коронавируса
Открытое письмо об экстренных мерах по борьбе с эпидемией коронавируса в России
НЕТ! Манифест граждан России против конституционного переворота и узурпации власти

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2020, 16+.